Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм- Немецкая литература - Генрих фон Клейст

Генрих фон Клейст
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Одним из самых одаренных и противоречивых художников в немецкой литературе начала XIX в. был Генрих фон Клейст (1777-1811). В его творчестве отсутствует характерная для романтиков Йены тема поэта-гения, далек писатель и от фольклорных увлечений гейдельбержцев. Клейст стремился к композиционной строгости, четкой компоновке всех элементов произведения, его завершенности. Главное, что сближало его с романтиками,- сосре доточенность на личности, трагически переживавшей утрату цельности, гармонии мира и находившейся в конфликте с ним. Тревоги и потрясения века осмыслялись писателем преимущественно в философско-этическом аспекте. Его волновала проблема индивидуальной воли и необходимости. Герои Клейста, обладавшие сильными, волевыми характерами, действовали в исключительных обстоятельствах, требовавших от них максимального напряжения духовных сил и очень нелегкого выбора. Одержимые идеей, они поступали согласно велению своего сердца, своей страсти, вразрез с общепринятыми нормами и законами.

Выходец из небогатой дворянской семьи, Клейст, продолжая традицию своего рода, становится офицером и принимает участие в военном походе против Французской республики. Но вскоре он разочаровывается в избранном пути, в ненавистной ему прусской армии, уходит в отставку, чтобы заняться изучением наук, литературы. Отрицательно относившийся к Французской революции, Клейст не принимает и послереволюционной буржуазной Франции. В поисках пути к осмыслению жизни он пытается опереться на философию.

Знакомство с философией Канта принесло Клейсту новое разочарование и глубокое духовное потрясение. Учение о непознаваемости "вещи в себе" убеждает его в субъективности знаний о внешнем мире, в тщетности стремлений к абсолютной истине. Но если разум и знания не дают полного понимания того, что есть истина, а что ложь, рассуждает он, следует обратиться к естественному чувству, прислушаться к голосу сердца. Клейст мечтает о патриархальной идиллии в духе Руссо.

О приобщении к руссоизму свидетельствует его первое произведение - трагедия "Семейство Шроффенштейн" (1803). Герои не понимают друг друга, не понимают мира, в котором живут: истина скрыта от них, у каждого своя правда, А гибель представителей молодого поколения - носителей чувства, интуиции, любви - той единственной правды, которая, по мысли автора, способна противостоять безумию 8 непостижимости мира, глубоко символична.

Одна из лучших трагедий Клейста - "Пентесилея" (1808) - создавалась в эпоху наполеоновских триумфов кризиса феодально-абсолютистских режимов в Германия.

Усиливается разлад поэта с действительностью, с самим собой. Новое художественное осмысление получают в драме вопросы человеческого бытия, отчужденности личности, ее противостояния бездушному и жестокому миру.

Пентесилея, царица воинственных женщин-амазонок, жившая по законам своего государства, отступает от них ради чувства, ради любви, охватившей все ее существо. В свободном от мужчин государстве эмансипация привела к тирании общего мнения, к нивелировке личности. Человеческое, индивидуальное, личностное проступают в Пентесилее именно тогда, когда, нарушая устав амазонок, она выбирает себе мужа, героя Троянской войны Ахилла. Она хотела бы покориться любимому, не завоевывать его, а быть завоеванной им. Но веление царства амазонок, согласно которому мужчину надо обязательно победить в бою, еще живо в героине, и она противоречит своему внутреннему чувству, стремясь к власти над избранником.

Как романтической натуре Пентесилее свойствен максимализм чувств. Она - воплощенная любовь, она же - воплощенная гордыня. Узнав настоящее счастье и поняв, что без любви, без Ахилла не сможет жить, Пентесилея страшно мстит ему за оскорбленное самолюбие, обманутое доверие, а затем одним усилием воли убивает в себе душу. Именно в этом, самом романтическом произведении Клейста намечается кризис его романтического мироощущения: автор сомневается во всесилии романтического индивида, в правомерности его максимализма. Индивидуалистическое сознание Пентесилеи приводит ее к самоуничтожению.

Клейст делает попытку заменить бунт покорностью в "рыцарской драме" "Кетхен из Гейльбронна" (1810). Здесь другая ипостась любви - любовь беззаветная, жертвенная, нерассуждающая. Юная Кетхен стойко переносит пренебрежительное, даже грубое отношение к ней любимого человека, всевозможные трудности и невзгоды. Ее чистота, красота души, смирение вознаграждаются, однако для этого понадобилось вмешательство божественных сил.

В жизни и творчестве Клейста наступает глубокий перелом. Тяжело переживая поражение Пруссии под Йеной, а затем Австрии - под Ваграмом, страдая за судьбу политически униженной, подвластной Наполеону родины, он становится участником патриотического движения. Индивидуалист, непризнанный талант, Клейст наконец находит себя в активной деятельности: издает политический журнал, позже - политическую газету. Он публикует страстные памфлеты, в которых призывает соотечественников к сплочению, к уничтожению Наполеона и французских оккупантов, не избежав при этом националистических высказываний. Публицистика Клейста, его лирика, последние драмы ("Битва Германа", 1808; "Принц Фридрих Гомбургский", 1810) посвящены идее прусского патриотизма, примирения интересов отдельной личности с интересами государства.

В трагедии "Принц Фридрих Гомбургский" автор обращается к событиям битвы со шведами при Фербеллине (1675), имевшей решающее значение для образования Прусского королевства. В состоянии романтической экзальтации принц - герой Клейста - прослушал диспозицию военной битвы. Он выиграл бой, но нарушил при этом приказ, за что приговаривается курфюрстом и военным судом к смертной казни. Принцем овладевает панический страх, заставляющий забыть о чести, гордости, отречься от любимого человека и собственного "я".