Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Немецкая литература - Эрнста Теодора Амадея Гофмана

Эрнста Теодора Амадея Гофмана
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Творчество Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822) является самой яркой страницей в истории немецкой романтической прозы. Оно принесло автору европейскую известность еще при жизни, оказало влияние на многих художников слова, в том числе реалистов. С особым пониманием отнеслись к Гофману в России. О незаурядности его личности и таланта писали Белинский и Герцен. Художественные открытия немецкого писателя были творчески восприняты Пушкиным, Гоголем, Достоевским. В советское время они стали особенно близки Мейерхольду и Булгакову.

Подобно иенцам, Гофман считал высшим воплощением человеческого "я" творческую личность - поэта, художника, музыканта, т. е. "энтузиаста", который может реализовать себя в искусстве или в мире сказочной фантастики которому глубоко чужда филистерская повседневность. Однако реальный мир в его произведениях не растворяется в мечтах и грезах: острее других Гофман ставил важные проблемы своего времени, больше внимания уделял земной жизни, какой бы ничтожной она ему ни представлялась. Ненавидя буржуазную мораль, писатель безжалостно разоблачал ее бездуховную, мещанскую сущность, предупреждал о грозящей опасности автоматизации, стандартизации личности, раскрывал трагедию отчуждения человека в обществе.

Один из основополагающих принципов творчества Гофмана - проникновение фантастических, сказочных событий в реальный быт, в реальные взаимоотношения людей. "Нет ничего более удивительного и безумного, чем сама действительная жизнь",- говорил он, считая неестественными и извращенными общественные отношения в современной ему Германии. Писатель создавал причудливый, гротескно-фантастический мир, но, как отмечал Белинский, "в самых нелепых дурачествах своей фантазии умел быть верным идее". Фантастика Гофмана, поражающая игрой воображения, разными оборотнями, автоматами, волшебниками, всегда отражает логику самой жизни.

Гофман был человеком разнообразной творческой одаренности. Дирижер, музыкальный критик, композитор, он явился автором ряда музыкальных произведений, в том числе первой в Германии романтической оперы "Ундина" (1814). Обладая талантом живописца, Гофман писал декорации к спектаклям, иллюстрировал свои литературные произведения, рисовал язвительные карикатуры, из-за которых у него случались неприятности по службе. Выходец из бюргерской семьи, он закончил юридический факультет Кенигсбергского университета, после чего начались скитания по городам и городишкам Германии и входившей в ее состав Польши: Глогау, Познань, Плоцк, Варшава, Бамберг, Дрезден, Лейпциг, Берлин. Чиновничья служба была для Гофмана прежде всего возможностью заработать на хлеб. С утратой же места, когда прусские учреждения в Варшаве были закрыты вошедшим в нее

Наполеоном, он познает жизнь свободного и нищего художника. Приходится жить впроголодь, перебиваясь уроками музыки в домах богатых бюргеров.

Под влиянием музыки формируется литературный талант Гофмана. В 1809 г. появляется его первый рассказ "Кавалер Глюк". Через несколько лет, в течение которых он окончательно остановил свой выбор на литературе, выходит сборник произведений "Фантазии в манере Калло. Листки из дневника странствующего энтузиаста" (1814- 1815). Поступив после окончания войны на службу в министерство юстиции в Берлине, Гофман обретает относительно устойчивое материальное положение, а с выходом в свет романа "Эликсиры сатаны" (1816) и "Ночных рассказов" (1817) -писательскую известность. Внешне эти произведения напоминают "готический роман", но в отличие от него Гофман переносит сенсации и авантюры в душу своего романтического героя и фантастике ужасов дает психологическое обоснование.

Поздний период творчества Гофмана, для которого было характерно усиление социальной критики действительности, ознаменовался созданием таких замечательных произведений, как сатирическая сказка "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер" (1819) и роман "Житейские воззрения кота Мурра" (1819-1821). В это же время писатель объединяет новеллы и повести в книгу "Серапионовы братья" (т. 1-2 - 1819, т. 3 - 1820, т. 4 - 1821). Лучшие из них - "Королевская невеста", "Щелкунчик и Мышиный король", "Артусова зала", "Фалунские рудники", "Мадемуазель де Скюдери". Все эти произведения читаются и обсуждаются в кружке собеседников, назвавших себя по имени пустынника Серапиона. Гофман издает фантастические повести "Принцесса Брамбилла" (1821) и "Повелитель блох" (1822). В первой из них блестяще реализуется принцип романтической иронии и мир волшебной фантастики торжествует победу над миром реальным, прозаическим. А повесть "Повелитель блох" вызвала ярость полиции и цензуры из-за имеющейся в ее фантастическом повествовании истории некоего Кнаррпанти. В сатирическом, шаржированном образе этого тайного советника юстиции, боявшегося любой свежей мысли и потому полагавшего, что "думание... есть опасная операция, а думание опасных людей тем более опасно", был узнан министр внутренних дел Кампц. Выступление против прусского правительственного аппарата грозило Гофману тяжелыми последствиями, но расследование было остановлено по причине скорой смерти писателя.

Центральная тема всего творчества Гофмана - тема художника и искусства, музыки и музыкантов, основная идея - неразрешимость конфликта между художником и обществом - определяются уже в его первой книге "Фантазии в манере Калло", названной по имени французского графика XVII в. Вошедшие в нее новеллы "Кавалер Глюк" и "Дон Жуан" утверждают бессмертие произведений подлинного искусства. Их герои, композитор Глюк и исполнительница партии донны Анны в опере Моцарта "Дон Жуан",- художники, постигающие возвышенный мир музыки.