Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Немецкая литература - Эрнста Теодора Амадея Гофмана

Эрнста Теодора Амадея Гофмана
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В романе "Эликсиры сатаны" и "Ночных рассказах" фантастика имеет зловещий, мрачный колорит. Внешний мир выступает в них как сила враждебная, фатальная, подавляющая героя, заставляющая его совершать поступки вопреки своей воле. Вместе с тем Гофман всегда дает рациональное объяснение происходящему, хотя какая-то тайна и остается. В рассказе "Песочный человек" студент Натанаэль, тоже поэт, энтузиаст, одержим предчувствием чего-то страшного, что вторглось в его жизнь. Его невеста Клара, девушка разумная и проницательная, уверена, что причина этого страха - больное воображение Натанаэля. Обвинив Клару в "прозаическом нраве", молодой человек влюбляется в Олимпию - куклу, танцующий и поющий механический автомат. Узнав истину, он сходит с ума и погибает. Не так трагично отнеслись к обману в высшем обществе, которое посещала Олимпия. Но стандартность мышления привела "высокочтимых господ" к тому, что они начали сомневаться друг в друге: "Рассказ об автомате глубоко запал им в душу, и в них вселилась отвратительная недоверчивость к человеческим лицам". Конечно, так органично кукла могла вписаться лишь в среду подобных ей автоматов, хотя и не мнимо живых.

В повести "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер" авторское внимание фиксируется на герое, олицетворяющем в равной степени социальное, политическое, нравственное зло. Волшебство крошечного урода Цахеса помогает ему присваивать талант, заслуги, лучшие качества других людей. Бездарному Цахесу аплодируют за стихи, с чувством прочитанные поэтом, концерт, виртуозно сыгранный скрипачом, арию, талантливо исполненную певицей. Его хвалят за чужие знания, продвигают по службе за чужие способности.

Смешон глупый Цахес, похожий на "раздвоенную редиску", в этой веселой и, по признанию автора, "самой юмористической" его повести. Однако подлинный объект сатирического осмеяния в ней не Цахес, а общественная система, при которой трудятся одни, а вознаграждаются другие, где смещены всякие ценностные мерила и тупой может слыть мудрым, ничтожный - талантливым.

В гротескно-буффонадном изображении государства Керепес, где под именем Циннобера Цахес делает завидную карьеру, легко узнается немецкая послена-полеоновская действительность, мелкие германские княжества, в которых начали утверждаться буржуазные отношения.

Всесилие Цахеса обусловлено прежде всего властью золота. Массовый психоз в отношении его "достоинства начался с того момента, когда он получил в дар от феи три золотых волоска. А почва для процветания Цахеса была подготовлена в Керепесе задолго до его появления. Еще при князе Пафнутии, вводившем "просвещение", началось утверждение полицейско-бюрократйческого порядка, изгнание фей, распространявших вредную для филистерского государства поэзию, а также всех людей "опасного образа мыслей". Барсануф оказался достойным преемником. "В интересах государства" он приближает к себе недоумка Цахеса, назначает его первым министром. Автор высмеивает систему законодательства и управления в немецком княжестве, капитул орденов, на заседании которого обсуждаются такие нелепые вопросы, как возможность закрепления орденской ленты на уродливом теле Цахеса.

Сатира Гофмана бичует абсолютистское государство, где боятся инакомыслия и "тайных обществ". Когда маг Проспер Альпанус наказал студента Фабиана за неверие в чудеса так, что рукава его сюртука укорачивались, а фалды вытягивались, в Фабиане сразу же увидели "презренного смутьяна". Его обвинили в принадлежности к секте "рукавианцев" или "фалдистов", чрезвычайно опасных, "ибо обе допускают абсолютную свободу воли и дерзают думать что угодно". Подозревают студента и в близости к "короткорукавникам", которых следовало опасаться еще больше, ибо они "сомневаются в непогрешимости князя".

В свое время Альпанус остался в Керепесе только потому, что сумел скрыть подлинное свое "я" и в разных сочинениях доказывал, что "без соизволения князя не может быть ни грома, ни молнии и что если у нас хорошая погода и отличный урожай, то сим мы обязаны единственно лишь непомерным трудам князя".

Типичный представитель науки, находящейся в услужении у власть имущих,- профессор естествознания Мош Терпин. Этот филистер утилитарно опошляет природу, заключив ее в "маленький изящный компендиум так, что всегда мог им пользоваться и на всякий вопрос извлечь ответы, как из выдвижного ящика". Благодаря будущему родству с первым министром Мош Терпин получает должность "генерал-директора всех совокупных дел по части природы", а заодно и возможность производить "научные опыты" в княжеском винном погребе. В государстве Барсануфа процветают лакеи, подобные этому лжеученому, ничтожные цинноберы, чиновники, и голодают бедняки, сколько бы ни надрывались в работе, такие как крестьянка Лиза и ее муж.

Антиподом Цахеса и всего темного царства Керепеса является поэт Бальтазар, имеющий много общего с главным героем "Золотого горшка". Натура творческая, мечтательная, он одарен "внутренней музыкой", понимает язык природы и тоже влюблен. Правда, Бальтазар, как и предмет его любви, красавица Кандида, изображены не без иронии. Их романтическая мечта, воплотившись в жизнь, оборачивается мещанским уютом. В отличие от "Золотого горшка" в этой повести происходит бытовое "заземление" самой сказочной фантастики.

Одним из лучших произведений немецкой литературы эпохи романтизма является роман "Житейские воззрения нота мурра". Ирония имеет в нем всеобъемлющий характер, пронизывает композицию романа, определяет трактовку персонажей, перерастает в острую сатиру.