Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Немецкая литература - Адельберт Шамиссо

Адельберт Шамиссо
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Одно из лучших лирических стихотворений в поэтическом наследии Адельберта Шамиссо (1781-1838) - "Замок Бонкур" (1827). Герой в грезах переносится в старинный родовой замок, где прошло его детство. Замка давно нет, но живы впечатления о нем, его башнях, бойницах, часовне. Этот на первый взгляд романтический сюжет навеян последним путешествием автора, француза по происхождению, во Францию. Родившийся в семье потомственных лотарингских аристократов, Шамиссо связал свою жизнь с Германией, куда бежали его родители во время революции, и стал немецким поэтом и писателем. Неожиданный финал "Замка Бонкур", в котором автор благословляв крестьянина, вспахивающего своим плугом землю его предков, обусловлен подлинным гуманизмом и демократизмом поэта, воспевшего Французскую революцию и освободительные движения в Европе.

Широкую известность принесла Шамиссо его фантастическая повесть "Удивительная история Петера Шлемиля" (1814). Традиционный для немецкой литературы мотив сделки с дьяволом существенно изменен в повести. Бедняк Петер Шлемиль продает дьяволу не душу, а свою тень, взамен получая не магическую власть над силами природы, а кошелек с золотом. Писатель по-новому подходит к романтическому герою, лишает его исключительности, мечтательности, романтической одержимости. В повести Шамиссо нет такого мощного гротеска, как у Гофмана, нет противопоставления реального и фантастического. Сказочные мотивы логично включаются в повествование об обыденном и как бы пропускаются через призму разума. "Великим мастерством" считал Т. Манн умение Шамиссо сохранить верность "житейски-реалистической" манере даже тогда, когда он излагал "самые фантастические события".

Тема растущей власти "кошелька", губительного влияния золота на человеческую судьбу явилась откликом Шамиссо, как и других романтиков (Тик, Арним, Гофман), на формирующийся буржуазный уклад. Но что подразумевал он под тенью? Ведь, лишившись этой, по мысли самого Шлемиля, безделицы, герой становится несчастнейшим человеком, изгоняемым всеми и отовсюду.

Утраченная тень в повести Шамиссо - это художественный символ, не поддающийся однозначному толкованию. Он используется автором как завязка для изображения трагизма отчуждения, раскрытия конфликта между человеческой индивидуальностью и окружающим ее обществом.

Несмотря на все горести, которые приходится пережить Шлемилю из-за утраты тени, он все же не хочет мириться с чуждым ему обществом, жертвовать своей индивидуальностью и потому отказывается вернуть тень в обмен на душу. Презрев богатство, он выбрасывает кошелек в пропасть, удаляется от людей и посвящает себя науке, становясь естествоиспытателем. Выход, который нашел автор для своего героя, не типичен для литературы романтизма, но романтически иллюзорен. Поэтому и понадобился ему для развязки сказочный мотив семимильных сапог, с помощью которых Шлемиль путешествует по всему свету.

Писатель сам занимался наукой, изучал ботанику, зоологию, а в 1815-1818 гг. в качестве натуралиста принял участие в кругосветной экспедиции на русском корабле "Рюрик". Проведя три года рядом с русскими людьми, Шамиссо заинтересовался русской историей и культурой. Он переложил на немецкий язык стихами сатирическую повесть второй половины XVII в. "Шемякин суд", перевел стихотворение Пушкина "Ворон к ворону летит". Немецкий читатель получил также возможность познакомиться с поэмой Рылеева "Войнаровский" (1825) в вольном переводе Шамиссо, к которой он присоединил свое оригинальное произведение - поэму "Бестужев". Эта дилогия, посвященная борцам против русского самодержавия - декабристам, вышла под названием "Изгнанники" в 1831 г. Бестужев в ней - романтизированный герой, дух которого остается вольным и несломленным даже в "плену цепей". Произведение написано терцинами, которыми автор владел так же виртуозно, как и другой классической формой - сонетом.

Взволнованный голос Шамиссо звучал во всеевропейском хоре поэтов-романтиков, сочувствовавших борьбе испанских патриотов ("Девушка из Кадикса", 1828), славивших мужественный греческий народ ("София Кондулимо и ее дети", 1828 и др.). Многие стихотворения Шамиссо, в том числе сонеты "Взыскующим истины" (1821-1822), снискали ему известность политического поэта, уверенного в неизбежности исторических перемен, в крушении реакционных режимов в Европе, установленных Священным союзом.

Но не навеки сумерки времен:
Опять забьют живительные соки, 
И Человек в начертанные сроки 
Положит миру благостный закон.

Перевод В. Куприянова

Шамиссо обращался к политической сатире, привнося в немецкую поэзию остроту и злободневность ("Золотой век", 1822; "Инвалид в сумасшедшем доме", 1827). Многие сатирические стихотворения поэта становились подлинно народными песнями, как песни Беранже во Франции.

На основе народных легенд Шамиссо создал знаменитый цикл баллад "Немецкие народные сказания" (1831- 1838). Разнообразные по тематике и своему настроению, эти баллады тяготеют к необыкновенным сюжетам; главное же в них - политическая и социальная мысль автора. Глубоко демократическая идея звучит в балладе "Игрушка великанши" (1831):

Когда бы не крестьянин - не труд его, заметь,- 
Без хлеба нам с тобою пришлось бы умереть. 
И навсегда запомни, что великанов род 
В веках свое начало от мужиков берет!

Перевод Л. Гинзбурга

С искренним участием и симпатией относился Шамиссо к беднякам и труженикам. В таких стихотворениях, как "Нищий и его пес" (1829), "Молитва вдовы" (1831), "Старая прачка" (1833), он пишет о горькой судьбе этих людей, взывает к сочувствию и милосердию по отношению к ним. Поэт разрабатывал сюжеты, считавшиеся "непоэтичными", вводил в немецкую лирику тему повседневной жизни, бытовые подробности.

Певцом любви и семейных радостей выступал Шамиссо в циклах "Любовь и жизнь женщины" (1830), "Песни и образы жизни" (1831). Переложенные на музыку Р. Шуманом и другими композиторами, эти лирические стихотворения приобрели огромную популярность в Германии.

Гуманистическое и демократическое начало лирики Шамиссо найдет продолжение в политической поэзии 40-х гг.- Г. Веерта (1822-1856), Г, Гервега (1817- (1875), Ф. Фрейлиграта (1810-1876).

В XIX в. Шамиссо переводили в России В. Жуковский, Л. Мей, А. Майков, в советское время - Б. Слуцкий, Е. Витковский, В. Левик и др. Некоторые из лучших лирических стихотворений и баллад Шамиссо перевел на белорусский язык А. Зарицкий.