Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Английская литература

Английская литература 19 века
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Вордсворта мучило отступничество от общественных идеалов молодости, но в душе он оставался верен им.

Сэмюэлъ Тейлор Кольридж (1772-1834) - поэт яркого и самобытного таланта, принесшего ему мировую известность. Как и Вордсворт, он является основоположником нового литературного направления и романтической критики в Англии. Кольриджу принадлежат фундаментальный труд "Литературная биография" (1817), а также изданные после его смерти эссе, беседы, лекции о Шекспире, Мильтоне и других художниках слова.

Ранние стихотворения Кольриджа - "Ода на разрушение Бастилии" (1789), "Монодия на смерть Чаттертона" (1790) и другие - связаны с традицией XVIII в., однако воодушевленный революционными, свободолюбивыми идеалами поэт наполняет старые жанровые формы (оду, элегию, сонет) новым содержанием, смело вводит в поэзию разговорный язык.

Восторг Кольриджа по поводу совершающихся событий в революционной Франции скоро сменился разочарованием. Подвергая критике и якобинцев и боровшиеся с ними власти (позже Кольридж будет направлять свой гнев только на якобинцев), он мечтал воплотить в жизнь идею о всеобщем равенстве: отправиться в Америку и создать там общину "свободных тружеников" (об этом сонет "Пантисократия", 1794), что, разумеется, не удалось осуществить.

Голос демократа, врага монархии и реакционных правительств звучит в произведениях Кольриджа 1794- 1796 гг., которые являются преимущественно политическими. Это - сонеты, прославляющие передовых людей эпохи - Шеридана, Годвина, Костюшко. Это - "военная эклога" "Огонь, Голод и Резня", где резко и зло осуждаются кровавая политика премьер-министра Питта, война и социальная несправедливость. Это - проникнутая тираноборческим пафосом "Ода к уходящему году", в которой рисуется картина страданий людей и попрания свободы на разных континентах.

Ода отличается усложненной формой, напоминающей барочную, что было присуще и некоторым другим произведениям Кольриджа, хотя не удовлетворяло его как автора.

Когда, восстав в порыве мятежа, 
Взгремела Франция, потрясши свет, 
И крикнула, что рабства больше нет, 
Вы знаете, как верил я, дрожа! 
Какие гимны, в радости высокой, 
Я пел, бесстрашный, посреди рабов!..

"Франция", 1798. Перевод М. Лозинского

Эта ода написана поэтом, который после термидорианского переворота и вступления Франции на путь деспотизма отказался от своих прежних радикалистских идеалов. Не случайно она называлась "Отречение". Теперь Кольриджа привлекает позиция политического и социального скептицизма, и он окончательно утверждается в мысли, что идеал Свободы и источник возрождения человека заключены в природе, поэзии, вере. Философское обоснование этому он находит в трудах немецких философов-идеалистов, для изучения которых едет в Германию.

В период творческого содружества с Вордсвортом (1797-1802) Кольридж создал свои лучшие произведения, в том числе "Сказание о Старом Мореходе" (1798), которое украсило их сборник "Лирические баллады". В "Литературной биографии" Кольридж подчеркнул, что задачей Вордсворта было "избрать своим предметом и заставить блеснуть новизной вещи повседневные и вызвать чувства, аналогичные восприятию сверхъестественного...". Кольридж должен был взяться "за персонажи и характеры сверхъестественные... с таким, однако, расчетом, чтобы эти тени, отбрасываемые воображением, вызывали в душе живой интерес, а некоторое подобие реальности на какое-то мгновение порождало в нас желание поверить в них, в чем и состоит поэтическая правда".

И поэт великолепно справился с такой эстетической установкой: самому фантастическому он придал видимость правдоподобия. Характерной особенностью "Сказания о Старом Мореходе" является сочетание поэтического вымысла и достоверности, неисчерпаемого воображения и художественной убедительности.

Учение Кольриджа о воображении занимает важное место в его романтической эстетике. Оно оказало влияние на английскую поэзию. Воображение - это "синтезирующая и магическая сила", которая проявляется "в примирении противоположных либо несоединимых явлений: сходства с различием, абстрактного с конкретным, идеи с образом... новизны и свежести с привычным и примелькавшимся, необыкновенного эмоционального состояния с необычностью ситуации...". Именно воображение способствует гармонии формы и содержания, тому, чтобы поэтика произведения, образный строй и язык выражали его глубинный смысл.