Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Английская литература - Байрон

Байрон
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Творчество Д. Г. Байрона отразило сложную и переломную эпоху в истории Европы, наступившую после французской революции. Бу­дучи сыном своего века, Байрон как личность впитал в себя противо­речивые устремления послереволюционной поры, характеризо­вавшиеся нестабильными общественными отношениями. Его духов­ный облик, крайне неуравновешенный, порой кажущийся парадок­сально причудливым, явился отражением переходного времени — периода становления наций в Европе, крупных политических и экономических сдвигов, кровопролитных войн, реакционных союзов, крушения им­перии Наполеона.

Многое в личности поэта объясняется не столько природными врожденными качествами, унаследованными от аристократических предков, его высоким положением английского пэра, сколько об­щественными катаклизмами, несовершенностью устанавливающихся повсеместно в Европе буржуазных отношений. Формирование лично­сти поэта, созревание его поэтического таланта неотделимо связано у Байрона с выработкой мировоззрения, с очень активным участием его в не установившемся еще новом миропорядке, когда старые просве­тительские идеалы были поколеблены и войной за независимость в Америке, и французской революцией 1789—94 гг., и промышленным переворотом.

Потомок старинного шотландского дворянского рода, воспитан­ный на классицистических образцах высокой гражданственности и добродетели, английский пэр, пишущий стихи, Байрон тем не менее начинает самостоятельную поэтическую деятельность, как глубоко сочувствующий обездоленным и угнетенным. Ньюстэдское поместье, принадлежащее Байрону, подаренное его предкам Генрихом VIII, находилось поблизости от крупного промышленного центра Ноттин­гема, центра демократических выступлений народных масс.

Муза Байрона глубоко лирична и трагична. Ибо в его творчестве отразилось мрачное отчаяние человека, разочаровавшегося не столько в абстрактных, сколько в конкретных идеалах, провозглашенных фран­цузской революцией и просветительством. Байрон при жизни вызывал массу неоднородных и даже противоположных оценок. Его буквально смешивали с грязью, осуждали его аморализм, его гордость, презрение к светской черни и авторитетам. Другие — напротив, превозносили его как кумира, ему завидовали, ему поклонялись, ему подражали, его хотели видеть и слышать. Байрон во многих случаях эпатировал свой индивидуализм, дендистские привычки избалованного, изнеженного аристократа, он любил дразнить врагов и шел на бой с превосходящим по количеству врагом с вызывающе поднятым забралом. Иногда он нарочно преувеличивал свой цинизм и нигилизм, становился в позу разочарованного, пресыщенного человека, и свет в ужасе отворачивал­ся от этого презирающего авторитеты и хороший тон бунтаря, дерзнувшего написать сочувственные строки плачущей девушке —дочери принца-регента Каролине, пришедшей в отчаяние от поступка своего отца.

Богатая внутренняя жизнь поэта, его быстрый живой ум, его энергия не были «кипением в действии пустом». Слишком дорогой ценой расплачивался Байрон за свою поэтическую репутацию. Душа Байрона —это зеркало его времени, где отразились сложные и мучи­тельные поиски новых ценностей, новых, не скомпрометировавших себя идеалов.

Внутренний мир этого замечательного поэта-гуманиста открыт навстречу свежим и волнующим веяниям времени. Байрон становится частью европейской культуры; европейской политики. Недавний за­всегдатай светских салонов и гостиных, Байрон включается в борьбу за правое дело — в Италии он помогает карбонариям, в Греции он снаряжает на свои средства корабли и вооружает людей, много зани­мается разработкой плана компании и умирает от лихорадки в Миссолунгах, горя страстным желанием помочь Греции освободиться от турецкого ига. Герой байроновской поэзии принадлежит не одной нации, он, подобно своему создателю, неотделим от национально-ос­вободительной борьбы народов, он сочувствует обездоленным, восхи­щается мужеством патриотов, и он всегда активен. Вместе с тем, это герой своего времени, жаждущий найти себя, свое место в жизни, еще неясной и неопределенной, находящейся в стадии становления и формирования.

Байронизм, по словам Ф.М. Достоевского — это целая философия, система взглядов, возникшая в период страшной тоски людей, разо­чарования их и почти отчаяния, когда старые кумиры лежали разбитые. И именно в это время появляется великий гений, страстный поэт, в звуках которого и звучала вся тоска человечества и мрачное разочаро­вание в обманувших его идеалах.

Поэзия Байрона, как и личность поэта, строилась на контрастах часто взаимоисключающих устремлений, негодование по поводу по­литики Каслри, страстные выступления в защиту луддитов и тяжелый мрачный колорит «Тьмы», остроумные блестящие каскады ситуаций в «Беппо» и сатирическое бескомпромиссное осуждение ханжеской пу­ританской морали. Романтическая идеализация страсти, возвышенное представление о любви, побеждающей все условности и предрассудки, и осуждение самим Байроном женщин, изменивших добродетели.

С именем Байрона связана целая эпоха в развитии не только английской, но и мировой литературы XIX в. Век Байрона —это время глубокого размежевания сил в литературе романтизма. В борьбе с лейкистами Байрон отстаивал не только возможности нового художе­ственного метода, он утверждал позицию активного восприятия жизни.

Не случайно имя Барона было популярно во многих странах Европы. Его творчество привлекало своей актуальностью, связью с современ­ными ему явлениями жизни. Оно выражало тенденции эпохи. Байрона ценили Пушкин и Лермонтов, Мицкевич и Гёте, Петефи и Гейне, Гюго и Стендаль.