Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Английская литература - Байрон

Байрон
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Подобно другим романтикам, Байрон понимал, что в мире суще­ствуют неподвластные человеку, его сознанию и деятельности необъ­яснимые силы, оказывающие воздействие на судьбы отдельных людей и обществ. Но он считал человека не пассивным объектом этих сил. Активность байроновского героя обусловлена самим мировоззрением поэта, восприятием им сущности антагонистического отношения меж­ду личностью и обществом.

Высшее назначение человека (а это является лейтмотивом всей байроновской поэзии) в том, чтобы не только бросить вызов своей судьбе, этим враждебным человеку силам, но и выстоять в этой неравной борьбе со злом, не утратив желания бороться, страдать, ненавидеть, любить жизнь и отдаваться ей полностью без остатка.

Творчество Байрона покоряет и современного читателя благород­ством своих устремлений, бескомпромиссностью бунта против всего косного, ханжеского, трусливого и мелочного.

Глубина и трагизм конфликта одинокой личности с обществом на разных стадиях творчества Байрона различны. Поэт пытается найти объективные предпосылки этого бунта, его герои преодолевают инди­видуализм, снова к нему возвращаются.

Многие из противоречий Байрона и его поэзии отражают проти­воречия эпохи, о которой сам поэт сказал: «Мы живем во время гигантских преувеличенных масштабов, когда все, что мельче Гога и Магога, кажутся нам пигмеями» (письмо Байрона В. Скотту от 4 мая 1822 г.).

Его поэзия оригинальна и проста, изящна и остроумна, она пора­жает глубиной мысли, вечно живой и ищущей, совершенством и легкостью формы. В ней много неразрешенных вопросов, явных и скрытых противоречий, истинного трагизма и грусти. Она отражает гордую и непримиримую по отношению к несправедливости душу поэта, его сомнения и колебания, неустанные и мучительные поиски истины, и вместе с тем в его творчестве освещен один из самых сложных и драматических периодов человеческой истории, в которой Байрону — гениальному поэту, глубокому мыслителю и борцу — суждено было сыграть великую роль.

«В нынешнем столкновении философии с тиранией, — писал Байрон в 1822 г. Т. Муру, — пора открыто обнажить меч и отбросить ножны —с подобным противником иначе нельзя. Я знаю, что борьба неравная, но вести ее надо, и в конечном счете она идет на благо человечеству, что бы ни грозило одинокому бойцу, который рискнет собой».

Джордж Гордон Ноэль Байрон родился 2 января 1788 г. в Лондоне. Мать поэта Кэтрин Гордон Гайт была дочерью богатых и знатных шотландских помещиков. Отец Байрона умер в 1791 г. во Франции, где скрывался от многочисленных преследовавших его кредиторов. После его смерти матери Байрона пришлось долгое время жить в маленьком шотландском городке Эбердине.

Детство будущего поэта было очень одиноким и печальным. Вспыльчивый, самолюбивый и гордый мальчик переживал свою при­родную хромоту, стыдился бедности, часто терпел незаслуженные обиды от своей матери, отличавшейся крайне импульсивным, неурав­новешенным и властным характером. Байрон не мог равнодушно реагировать на сочувствие и излишнее, как ему казалось, внимание окружающих. Мальчик рано пристрастился к книгам, особенно к историческим сочинениям. Миссис Байрон, несмотря на скудные средства, старалась дать сыну блестящее образование, поместив его в одну из лучших закрытых школ в Хэрроу в 1798 г. В Хэрроу Байрон провел более 5 лет. Воспоминания о годах, проведенных в школе, были более радостными и светлыми, чем о годах совместной жизни Байрона с матерью.

Единственное событие, которое нарушило привычную и однооб­разную жизнь Байрона в Эбердине, произошло в 1798 г., когда было получено известие о смерти его двоюродного деда Уильяма Байрона, «злого лорда», как его называли, владельца нескольких поместий и носителя титула пэра, который теперь из-за отсутствия прямых наслед­ников переходил к Джорджу Гордону Байрону.

Строгое классическое образование наложило своеобразный отпе­чаток на живого и восприимчивого мальчика, который не обременял себя науками, но учился легко и свободно, совершенствуясь в старых языках, изучал древние, больше интересовался спортом и театром. Увлекаясь декламацией и ораторским искусством, поэт пробует сочи­нять и собственные произведения, конечно, в строго классической традиции.