Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Английская литература - Байрон

Байрон
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Общительный и живой мальчик, Байрон приобрел много друзей, которые вскоре оценили его явно выраженные ораторские способности. Мечтой Байрона в этот период было стать политическим деятелем. На летние каникулы Байрон приезжал в Ньюстэд, где познакомился со своими соседями Чавортами, дочь которых Мэри он горячо полюбил. Осенью 1805 г. Байрон стал студентом Кембридж­ского университета, где проучился три года. Один из старейших университетов Англии вызвал довольно резкую критику со стороны юного Байрона, который использовал свое пребывание в Кембридже для совершенствования в языках и завел ряд новых знакомств. Сту­денческая молодежь, довольно неоднородная по своему составу и устремлениям, произвела на Байрона довольно унылое впечатление. «В умах питомцев Кембриджа та же стоячая вода, что в реке Кем, а стремления ограничены церковью, но только не христовой, а ближай­шим вакантным приходом».

Хотя в первый год Байрон старался вести рассеянный светский образ жизни, следуя примеру золотой молодежи, он был глубоко неудовлетворен подобным времяпрепровождением. Будущий поэт очень много читал, особенно философов и историков XVII—XVIII вв., серьезно изучал отечественную и европейскую литературу.

В 1806 г. Байрон решил издать первый сборник стихов «Летучие наброски», но отказался от этого намерения под влиянием своего друга-пастора Бичера и уничтожил тираж. В начале 1807 г. поэт выпустил вторую редакцию сборника под названием «Стихотворения на разные случаи», а в середине года сборник был пополнен новыми произведениями и был переиздан под названием «Часы досуга» и включал 39 стихотво­рений. Разумеется, первый сборник стихов Байрона, охватывающих юные годы поэта (с 14 до 19 лет), не мог претендовать на полную самостоятельность и зрелость. В ранней лирике Байрона отчетливо ощущается влияние сентиментальной и классицистической поэзии. Переводы из греческих авторов настойчиво напоминают об искренней увлеченности поэта Эсхиллом и Эврипидом. Характерно, что даже Кембридж он называет Грантой, холм в Хэрроу—Идой. Тематика стихов тоже довольно ограниченна и свидетельствует о молодости автора. Ньюстэдское аббатство, школа, университет, друзья — вот те немногочисленные объекты поэзии Байрона, которые воплощаются в строго классицистической, юношески-восторженной форме. Байрон гордится дорогим ему фамильным замком, вспоминает историю своих предков, клятвенно обещает сохранить в памяти их имена и следовать примеру доблести и чести («Прощание с Ньюстэдским аббатством» (1805), «Элегия Ньюстэдскому аббатству» (1807)).

Ряд произведений посвящен школе и университету: так, в стихо­творении «На перемену директора в школе» (1805) Байрон сожалеет об отставке своего любимого доктора Друри и резко отзывается о его преемнике. В стихотворении «Мысли, внушаемые экзаменом в кол­ледже» (1806) со свойственным ему сарказмом и остроумием говорит об университетских нравах, педантстве и ханжестве, с возмущением отзывается о продажности избирательной системы (Гранта, 1806).

Раскрыв все крыши старой Гранты, 
Он мог бы в залах показать, 
Как спят и видят там педанты 
За голос —луг иль лавки взять.

Уже в стихотворении «Отроческие воспоминания» указывается глубоко самобытное байроновское начало в поэзии. Аналитический ум Байрона остро схватывал различные явления окружающей действи­тельности и критически настраивался ко всякому лицемерию, продаж­ности, низости и лести. Следуя традициям просветителей, юный Байрон оценивает поступки человека с точки зрения Правды и Разума. В многочисленных посланиях к друзьям по Хэрроу: «К Эдварду Ноэлю Лонгу, эсквайру», «Герцогу Дорсету», «Графу Клеру» Байрон отстаивает просветительский идеал гражданина, служащего королю и правде, не поддающегося льстецам и невеждам и своим лучшим примером высо­кой нравственности способствующего исправлению общественного зла.