Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Английская литература - Байрон

Байрон
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Сам Байрон не способен быть выдержанным и благоразумным, чтобы искоренить пороки людские. «Мне очень не везет, —признается Барон своей любимой сестре Августе, —потому что от природы у меня, кажется, не злое сердце, но его столько мяли, терзали и топтали, что теперь оно жестко, как подошва шотландского пони». Часть стихо­творений из сборника «Часы досуга» посвящена природе, причем в отличие от сентименталистов, зовущих слиться в своих эмоциях и переживаниях с природой, уйти от суетного света, поэт мечтает о деятельной энергической жизни, полной ярких впечатлений, тревог и волнений. Наиболее известное русскому читателю стихотворение — «Хочу я быть ребенком вольным», передает достаточно красноречиво идеал поэта, презирающего пышную сцену света:

Судьба! Возьми назад щедроты 
И титул, что в веках звучит! 
Жить меж рабов мне нет охоты, 
Их руки пожимать — мне стыд! 
Я изнемог от мук веселья, 
Мне ненавистен род людской, 
И жаждет грудь моя ущелья, 
Где мгла нависнет над душой...

(Пер. В. Брюсова)

Немалое место в лирике Байрона занимает изображение любви. Преобладают, однако, однообразно-меланхолические и элегические интонации («Первый поцелуй любви», «На смерть юной леди»).

Наи­более теплые, живые интонации, подсказанные личными переживани­ями, звучат в стихах, посвященных Мэри Чаворт, —«К даме», «Ну что ж, ты счастлива», отрывок, написанный вскоре после замужества Мэри Чаворт, «Стансы женщине при отъезде из Англии» (1808).

Все кончено —и вот моя 
Трепещет на волнах ладья. 
Крепчая, ветер снасти рвет, 
И громко свищет, и ревет. 
Пора... Так, видно, рок сулил 
Затем, что я ее любил.

(Пер. Э. Липецкой)

Показательно, что уже в первом сборнике стихов Байрона намеча­ется пристальное внимание поэта к философии, желание постичь тайны вселенной, объяснить вселенские и общественные законы. Юный Байрон предпочитает правду вымыслу: истина для него дороже прекрасной лжи, обманчивых надежд («Молитва», «К музе вымысла»). Для стиля лучших стихов поэта характерны лаконизм, динамика, внутренняя философская напряженность, смягчающие жесткость клас­сицистической лексики и формы.

Большинство рецензентов первого поэтического опыта Байрона были благожелательны в своих оценках. Лишь влиятельный шотландский журнал «Эдинбургское обозрение», подвергнув тщательному разбору недостатки и неудачи отдельных стихов, обрушился с резкой критикой на автора, подвергнув, в довольно грубой форме, сомнению наличие поэтического таланта у Байрона, Байрон сразу язвительно среагировал на эту рецензию, заметив: «Меня эти бумажные пули остроумия, напротив, научили хладнокровию под огнем... и мне кажется, что я сам мог бы написать на себя более язвительную критику, чем все, что до сих пор появлялось».

Однако в критике «Эдинбургского обозрения» Байрон увидел не просто выпад против себя, но и определенную эстетическую и поли­тическую позицию, которую он не только не мог разделить, но которая вызвала в нем крайнюю неприязнь. В 1808 г. он закончил начатую им еще в 1807 г. сатирическую поэму «Английские барды», дополнив ее полемическими суждениями в адрес «Эдинбургских обозревателей». Поэма «Английские барды и шотландские обозреватели» продолжает традицию сатирических и дидактических поэм XVIII в. Но значение ее велико, ибо она ставит актуальные эстетические проблемы в тесной связи с общественными и политическими. Причем автор оценивает литературную жизнь Англии, исходя не только из своего личного опыта и вкуса, прямых симпатий и антипатий, но и из степени полезности обществу, актуальности и общезначимости искусства.