Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Английская литература - Байрон

Байрон
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В предисловии к «Английским бардам и шотландским обозревате­лям» Байрон утверждает общественный критерий для оценки значи­мости художественного произведения: «Произведение писателя принадлежит обществу». Под огонь критики Байрона попадает и В. Скотт, которого поэт ошибочно ставит в ряд с лейкистами, и Т. Мур, который создавал до 1807 г. главным образом анакреонтические стихи, М.Г. Льюис, «поэт гробов».

С большим сожалением Байрон пишет об упадке английской драмы, считая это, как, впрочем, и состояние английской литературы в целом, одним из проявлений общественного неблагополучия. Все его симпатии отданы поэтам XVIII в. —Д. Кольману, Кемберленду, Шеридану. Он обращается к ним с призывом возродить лучшие традиции драмы, утверждающие передовые общественные идеалы. Отказываясь от признания за поэтом права на субъективный произвол, Байрон проявляет в этой сатире нетерпимость ко всему фальшивому, низкому, продажному. Шуточно-пародийные интонации «Английских бардов и шотландских обозревателей» переплетаются с остро гражданственны­ми, серьезными замечаниями о том, что только «забота о чести родины принудила поэта сразиться с наводнившим ее полчищем идиотов». Отстаивая правдивое искусство, Байрон считал, что театр должен опираться на традиции национального драматического искусства, иду­щие от Шекспира и его современников.

13 март:; 1809 г. Байрон стал членом палаты лордов. Политическая деятельность давно привлекала Байрона, хотя он скептически отзы­вался о парламентской системе и борьбе партий («Английские барды и шотландские обозреватели»). К этой деятельности поэт был отчасти подготовлен в университете, совершенствуя и свое ораторское мастер­ство. Насколько серьезно Байрон относился к политике, стремясь уже тогда, в 1809 г., определить свою позицию, позволяют судить следую­щие строки из его письма от 15 января 1809 г.: «Я займу свое место в Палате, как только позволят обстоятельства. Я еще не решил, к кому примкнуть в политике, и не намерен необдуманно связывать себя заявлениями или обещать поддержку тому или иному лицу или делу; я не хочу очертя голову кидаться в оппозицию, но буду всячески избегать общения с министерством. Не могу сказать, чтобы я вполне сочувствовал той или другой партии. Я останусь в стороне, буду говорить, что думаю, но не часто и не сразу. Если удастся, надеюсь сохранить независимость, но если вступлю в какую-либо партию, то постараюсь быть там не из последних». Довольно уединенная жизнь, которую вел Байрон в Ньюстэде после окончания университета, не способствовала расширению его знаний о жизни, которые, по его мнению, были необходимы начинающему политическому деятелю. Вместе с тем события на континенте разви­вались стремительно. 21—22 мая 1809 г. Наполеон потерпел поражение при Лобау, в Париже было неспокойно, в Тироле началась партизан­ская война против французов. Байрон считал, что ему необходимо узнать жизнь и быт других народов, и он отправился в путешествие со своим другом Хобхаузом.

Из Португалии (Лиссабон, Синтра) Байрон направился в Испанию (Севилья, Кадикс), затем провел месяц на Мальте, потом отправился в Грецию и Албанию, побывал в Констан­тинополе и долго оставался в Афинах. Байрон вернулся в Англию через два года в 1811 г. Во время путешествия Байрон вел дневник, в котором отразились многочисленные внешние события интереснейшего стран­ствования, яркие этнографические детали быта отдельных народов, запечатлены внутренний облик и национальный характер испанца, португальца, албанца, грека. В дневниках и письмах Байрона 1809— 1811 гг. довольно отчетливо прослеживается идейное созревание боль­шого поэта и глубокого мыслителя. Путешествия по-настоящему формируют и оригинальный талант Байрона — поэта лирического. Закон­чен этап подготовки к поэтическому творчеству. Начинается само творче­ство, которое можно разделить на два больших периода: I — 1811 —1815 г. до отъезда из Англии и II —с 1815 г. до смерти поэта в 1824 г.

«Паломничество Чайльда Гарольда» — первая поэма Байрона, написанная в романтическом стиле. Ее отличала прежде всего новая жанровая форма —лирико-эпическая поэма, сочетающая в себе историю жизни и путешествий героя со свободными импровизациями поэта, совершившего проста увлекательное путешествие на Восток, а открывшего для себя быт и нравы стран, вступивших в полосу стремительного и бурного развития. Первые две песни «Чайльда Гарольда» по форме напоминают и лирический дневник поэта-путешественника, и внутренний драматический монолог героя, вступающего в самостоятельную жизнь, и поэтическое эссе о судьбах народов Европы в период наполеоновских войн и национально-освободитель­ных движений.