Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Английская литература - Байрон

Байрон
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В 1811 г. начались первые выступления луддитов —разрушителей машин. Правительство решило повторить свой успешный опыт XVIII в., когда было подавлено широкое демократическое движение, и прибегло к крайним мерам по установлению порядка в стране. Парламент должен был рассмотреть проект закона о смертной казни разрушителям стайков.

Живя в Ньюстэде, расположенном неподалеку от Ноттингема, центра лудцитского движения, Байрон видел своими глазами те страш­ные условия, ту нищету, которые явились причиной всеобщего недо­вольства рабочих. Свою первую парламентскую речь, произнесенную 27 февраля 1811 г., поэт посвящает луддитам. С присущим ему оратор­ским пылом, убедительными аргументами Байрон объяснял сущность народного недовольства. «Я посетил места военных действий в Испа­нии и Португалии, побывал в самых угнетенных провинциях Турции, но нигде, даже под игом самой деспотичной державы, я не видел столь безвыходной, столь отчаянной нужды, которую я обнаружил, вернув­шись к себе на родину».

Лудцитское движение было воспринято Байроном и в социальном, и в романтическом плане как всякое проявление протеста, непокор­ность, дерзкий дух свободолюбия и независимости.

В письме к лорду Холланду за день до выступления в палате лордов Байрон решительно не только протестует против билля, как неспра­ведливого и совершенно бесполезного, но и требует милосердия к жертвам буржуазного прогресса:

«Я считаю, что в отношении рабочих допущена большая неспра­ведливость, что они принесены в жертву интересам некоторых лиц, обогатившихся на нововведениях, которые отняли у ткачей работу. Я считаю, милорд, что можно приветствовать благожелательный для человечества прогресс промышленности, но нельзя допустить, чтобы человечество приносилось в жертву усовершенствованию машин.

Обеспечить существование трудящихся бедняков — более важная для общества задача, чем обогащение нескольких монополистов с по­мощью усовершенствованных орудий, которые отнимут хлеб у рабочего и делают невыгодным его наем. Я видел, как живут эти несчастные и какой это позор для цивилизованной страны. Можно осуждать их поступки, но удивляться им не приходится».

Выступление в Палате послужило началом враждебных действий со стороны тех, кто считал Байрона опасным вольнодумцем. Но, вместе с тем, политические интересы Байрона, его серьезное проникновение в сущность общественных конфликтов и одновременно снисходитель­но-благожелательное отношение к беднякам добавили еще одну черту в легенду о Байроне, сделали его личность более примечательной и загадочной и вместе с тем романтически непостигаемой даже для тех, кто близко знал поэта. В 1812—1814 гг. он пишет ряд сатирических произведений, направленных против «восхищенного им» высшего света, а также осуждающих принца-регента, который казался Байрону живым воплощением подлого и мрачного деспотизма («Плачущей девушке». Стихи написаны на случай, когда автор видел его королев­ское высочество принца-регента стоящим между гробницами Генриха VIII и Карла I в королевском склепе в Виндзоре, — «Сочувственное послание Саре, графине Джерсей»). К этому же периоду относятся острая сатирическая поэма «Вальс», оставшаяся незаконченной, и «Поездка дьявола» (название последней Байрон заимствовал у Колриджа). Используя традиции политической сатиры XVIII в., Байрон резко высмеивает действительность. Поводом для сатирических выпа­дов против беззакония и несправедливости поэту послужил... новый танец, вальс, которым увлечен модный свет. Создавая рапсодию (так называл Байрон поэму «Вальс») по принципу контраста, поэт добива­ется просветительского результата — поляризует добро и зло и дает развернутую картину последних политических событий.


В удачный миг вальс сделал свой дебют. 
Двор, регент, вальс — все сразу были новы: 
И новые законы, чтоб бродяг, 
Просящих хлеба, вешать наверняк, 
Явились войны новые на сцену, 
Хотя и в прежних войнах мы удач 
Имели столько, что от них хоть плачь. 
Все ново, ново, кроме кой-каких 
Старинных плутней.

(Пер. Н. Хододковского)

21 апреля 1812 г. Байрон вторично выступил в парламенте по ирландскому вопросу. Осуждая английскую политику в Ирландии, рассчитанную на то, чтобы ценою малых уступок добиться полного подчинения, автор «Чайльд-Гарольда», прославлявший борьбу с тира­нией, призывает к героическому выступлению против угнетателей.

Проблемы власти и народа, судеб революции, борьба с реакцией интересуют Байрона в связи с поучительной судьбой Наполеона. Углубляется трагизм в мироощущении поэта. Он прекрасно понимает, что победа над Наполеоном означала для стран антинаполеоновской коалиции завершение борьбы с революционными лозунгами, торже­ство реакции в ее самом открытом и циничном виде. Нельзя отрицать, что у Байрона, как и у его современников, отношение к Наполеону было двойственное. Признавая за ним талант полководца, крупного политического деятеля, несущего лозунги французской революции в страны Западной Европы, Байрон в то же время видел в нем человека, отрешившегося от прежних идеалов во имя личного могущества и славы.