Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Английская литература - Байрон

Байрон
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В III песне Байрон противопоставляет природу цивилизации, видит в величии природы источник серьезных раздумий над судьбами чело­века. В IV песню настойчиво вторгается объективный мир, познание которого, по мысли поэта, ведет к ответу на все политические и философские проблемы. Умозрительность героя перешла теперь в лирические отступления песни, разрушив последовательность связи эпического и лирического начал. Описание нравов, достопримечатель­ностей стран у Байрона приобретает несколько сатирическую окраску.

«Беппо» —сатирическая поэма, рисующая нравы Венеции. Легкая, изящная и почти капризно шаловливая манера изложения любовной истории и извечного адюльтера сочетается с удивительным бесстраст­ным объективизмом Байрона. Он не осуждает, не презирает, не винит никого, только несколько насмешливо бросает вызов «чопорной» и ханжески настроенной публике. «Беппо» — это эскиз, набросок к «Дон-Жуану».

В конце 1819 г. произошли серьезные изменения в жизни Байрона. С начала 1820 г. он стал членом карбонарского общества в Равенне, небольшом городке Папской области. Связь с карбонариями Байрон осуществил через своих новых друзей — главным образом графа Пьетро Гамбу и Терезу Гвиччоли. Поэт активно содействовал созданию Карбонарской венты «американских стрелков».

Летом 1820 г. на юге Италии развернулось широкое демократиче­ское движение, которое активизировало карбонариев Равенны. Однако австрийские войска, перейдя По, не дали объединиться северным и южным революционерам. Равеннские карбонарии в силу своей мало­численности не могли действовать самостоятельно. Когда они были отрезаны от Юга, полиция начала с ними активную борьбу.

Байрон напряженно следит за развитием событий в Италии. Когда начались преследования карбонариев, поэт предложил Пьетро Гамба воспользоваться его дворцом, оружием и всевозможными имеющимися в его распоряжении средствами. «Я предложил дать убежище у меня в доме, он хорошо защищен, тем из них, кому угрожает немедленный арест, и защищать их, пока будет возможно, при их собственном участии и с помощью моих слуг (у нас есть оружие и патроны) или попытаться переправить их под покровом ночи в безопасное место. С двадцатью людьми мой дом можно защищать в течение 24 часов против того количества нападающих, которое правительство способно выста­вить здесь в этом городе».

В равеннском дневнике поэта содержится много удивительных мыслей Байрона об Италии, о народе, о духе свободы, который поднял его на борьбу с австрийцами. Байрон был увлечен борьбой, счастлив, что нашел наконец применение своим силам. Он прекрасно отдавал себе отчет в том, что движение слабо, потому что не поддержано крестьянами. Анализ политической обстановки в период карбонарско-го движения в Италии свидетельствует о прекрасном знании Байроном сущности и методов движения.

«Что ж, я не отступлю, хотя не вижу в них достаточно силы и решимости, чтобы добиться больших результатов. Но вперед — пора действовать настала, и что значит твоя особа, если можно передать в грядущее хотя одну живую искру того нетленного, что достойно сохраниться от прошлого? Дело не в одном человеке и не в миллионе людей, а в духе, свободы, который надо распространять. Волны, атаку­ющие берег, разбиваются одна за другой, но океан всё же побеждает».

Вместе с тем Байрон прекрасно понимал недостаточную полити­ческую зрелость, подготовленность и последовательность тактики не­которых руководителей карбонарского движения. Со свойственной ему прозорливостью и иронией Байрон записывал в своем дневнике: «Джентльмены, которые занимаются революцией и отправились по­стрелять, еще не вернулись».

После разгрома карбонарского движения многие его участники были сосланы. Эта же участь ожидала отца и брата Терезы Гвиччоли, которые были вынуждены уехать из Равенны и поселиться в Пизе, До конца 1821 г. Байрон оставался в Равенне, где были созданы истори­ческие трагедии: «Двое Фоскари», «Марино Фальери», «Сарданапал». Обращение к трагедии были обусловлено двумя причинами: во-первых, Байрон хотел подвести итог своим идейным и творческим исканиям в связи с осмыслением опыта революционной борьбы и разочарованием в герое-индивидуалисте, во-вторых, знакомство с творчеством италь­янского драматурга Алфьери импонировало ему высокой гражданств венностыо и трагизмом бунта индивидуалистического.

Драма Байрона опиралась на традиции позднего Просвещения. Идейное начало пре­обладало над реальными жизненными условиями. Тяготея к просвети­тельскому классицизму, Байрон сохранил внешнюю классицис­тическую форму, но, по самой природе конфликта, по принципам создания характеров, драматургия Байрона выражала романтическую концепцию жизни человека. В этом противоречие так называемых классицистических трагедий Байрона. .

Требуя от театра идейности, высоких мыслей, глубокого раскрытия эмоционального мира людей, поэт добивается исключительного дина­мизма в раскрытии внутреннего драматического конфликта.