Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Английская литература - Байрон

Байрон
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Каин не может поделиться своими дерзкими мыслями ни с кем из близких, зато в Люцифере он сразу почувствовал родственную душу. Мятежный гордый дух, постигший силу и могущество знания, дух отрицания и свободы дает как бы дополнительные силы Каину, чтобы преодолеть мучившие его сомнения и неведение. Каин отправляется с Люцифером в путешествие по надзвездным мирам, и Люцифер пока­зывает ему развалины когда-то прекрасных и величественных миров, населенных людьми более сильными и талантливыми, чем потомки Адама и Евы. Но злой дух отрицания открывает перед Каином и будущее, когда мир будет гораздо более несчастен, ибо он обречен на большие страдания, несчастия и погибнет медленной и мучительной смертью.

...Твой удел
Жить во грехе и скорби, но Эдемом 
Покажутся тебе твои несчастья 
В сравненье с тем, что ты узнаешь вскоре, 
А то, что ты узнаешь, будет раем 
В сравненье с тем, что испытать должны 
Твои сыны.

(Пер. И. Бунина)

Люцифер хочет добиться от Каина убеждения в ничтожестве и бесполезности человека, находящегося целиком в руках жестокого Бога, тем самым укрепив в нем желание дерзнуть на борьбу с ним. Великие открытия Каина, теперь уже с помощью Люцифера получив­шие конкретное материальное воплощение (виденные картины насто­ящего, прошедшего и будущего), приводят его в ярость и негодование. Каин теперь убежден в зле, творимом Богом, но ему нужно доказа­тельств, и доказательств с тем, чтобы такую же ненависть пробудить в других.

Сцена жертвоприношения Каина и Авеля раскрывает не только глубоко противоположные по своему характеру натуры братьев (гор­дый, непримиримый ко злу, жаждущий знаний и добра Каин и пассивный, подчиняющийся воле Бога Авель), но и то доказательство несправедливости, которую допускает Бог. Огонь, зажженный на кро­вавом жертвеннике Авеля, возгорается, в то время как плоды земли, принесенные на жертвенный алтарь Каином, рассыпаются, не давая огню разгораться. Теперь уже жестокость Бога выступает в достаточно конкретной ситуации, не в статичных живописных картинах уже совершенно, а в динамике повседневного, совершающегося.

Его отрада
Чад алтарей, дымящихся от крови, 
Страдания блеющих маток, муки
Их детищ, умирающих под твоим
Ножом благочестивым. 
Твой Бог до крови жаден, —

(Пер. И. Бунина)

с горечью восклицает Каин.

Каин убивает своего брата в порыве гнева и возмущения и глубоко раскаивается в содеянном. Но вместе с тем он не смиряется перед карающим Богом. Он ведь говорил от имени всего порабощенного, но не сломленного человечества. Ева проклинает своего первенца, осуж­дая его на вечные муки и страдания. Бог посылает ему вечные скитания и вечную жизнь. Вместе с Адой и детьми Каин отправляется в неведомое.

В Каине есть черты, родственные Люциферу. Их объединяет гордость, непримиримость ко злу, творимому на земле, жажда знаний, которая им даст власть над миром, над людьми. Непокорные, непри­миримые в своем стремлении познать, открыть тайны бытия, причины непримиримого конфликта человека с окружающим миром, они убеж­дены в превосходстве разума.

Сопротивляясь, угасить 
Ничто не может духа, если хочет 
Дух быть самим собой и средоточьем 
Всего, что окружает дух, он создан, 
Чтоб царствовать.

(Пер. И. Бунина)

Философское содержание «Каина» значительнее и богаче «Манф­реда». Пророчество Люцифера, представшее Каину в столь непригляд­ных картинах, возбуждает в Каине не только жалость и презрение к людям, находящимся во власти Бога, но и любовь и искреннее желание творить добро и добиться счастья. Мизантропических настроений Манфреда у Каина нет совсем. Каин хочет, в отличие от Манфреда, чтобы «знание» служило дорогой к счастью. Люцифер —дух самораз­рушения, борьбы ради борьбы, отрицание ради отрицания.

Идейное содержание «Каина» выходит за рамки богоборческой поэмы. Каин жаждет и добра, что вовсе не свойственно Люциферу, убежденному во всесилии зла. Интересна проблема счастья, постав­ленная Люцифером в мистерии «Каин». Люцифер утверждает, что счастье несовместимо со знанием, что знание открывает перед чело­веком бездну страданий, несправедливости, которая скрыта для слабых и смиренных.