Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Английская литература - Байрон

Байрон
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Характерно, что поиски Каином ответа на этот вопрос почти аналогичны исканиям самого Байрона. Главное, по мысли Байрона, познать мир, открыть в нем то, что достойно не только осуждения и ненависти, но и любви и сочувствия. Очевидно и другое: облекая столь важные для решения жизненные и философские проблемы в сложную форму философско-символической мистерии, Байрон лишь намечал пути их решения, то приближаясь, то удаляясь от них.

Глубокие обобщения и философская символика драмы в то же время способствовали метафизическому титанизму поэмы, не удовлет­ворявшему самого поэта, стремящегося не отрываться от действитель­ности.

Деятельность Байрона итальянского периода была очень разнооб­разной. Творческая мысль его работала неустанно, заставляя поэта на время оставлять творчество и заниматься политикой, издательскими делами. Так, вместе с публицистом и писателем Ли Хаитом Байрон решил издавать журнал «Либерал». В этом журнале была опубликована сатира «Видение суда». Сатира была направлена против одноименной поэмы Р. Саути, восхваляющей Георга III, слабоумного короля, изве­стного своим ханжеством, лицемерием и жестокостью. Сила и острота критики Байрона вызвали бурную общественную реакцию.

Правитель­ство начало против издания судебный процесс, который побудил Ли Ханта заплатить штраф в 100 фунтов. Почти одновременно с этим произведением Байрон работал и над «Ирландской аватарой». Сатира Байрона теперь уже была направлена против преемника Георга III — его сына Георга IV, совершившего после коронования путешествие в Ирландию. Байрона глубоко поразила та раболепная и подобострастная встреча, которую устроили ирландцы в честь прибывшего монарха.

Вопль приветствий. И спеси надменной в угоду
Расточают ораторы льстивую речь...
Пусть от блюд и столы подогнутся со стоном,
Стонет весь твой народ! Угощенье готово!
Пусть же льются на пиршестве вина пред троном,
Так, как льется народа ирландского кровь!

(Пер. М. Зенкевича)

Политическая сатира Байрона, направленная против угнетения ирландцев, была смелым выступлением поэта, призывающего не рас­точать угодливые речи, а отомстить за поруганную честь и свободу.

В этот же период Байрон создает романтическую драму «Вернер», сюжет которой почерпнут из рассказа Хэрриэт Ли, а также поэму «Остров» и сатирическую оду «Бронзовый век». По своему характеру эти произведения глубоко различны. «Вернер» — историческая траге­дия, повествующая о борьбе за наследство между наследниками умер­шего графа Зигендорфа и бароном Штраленгеймом, который пытался уничтожить законных наследников и завладеть состоянием. В образе главного героя Ульриха Байрон подчеркивал сильную, волевую эго­истическую личность, действующую во имя полной свободы, — ради себя самого, причем добиваться этой полной свободы он хотел любыми методами, даже ценой бесчисленных преступлений и убийств.

«Остров» — лиро-эпическая поэма, действие которой происходит в XVIII в. на одном из тихоокеанских островов. Через поэму проходит противопоставление идиллической мирной жизни на острове, напо­минающей утопию, и цивилизованного общества, которое предостав­ляет человеку жестокое и безотрадное существование.

«Бронзовый век» (1823) — политическая сатира, посвященная актуальной проблематике. Аллегорическое определение современной эпохи ассоциируется в сознании Байрона с именем Наполеона, а точнее, с компрометацией идеала свободы, который вначале он так горячо защищал, а потом так цинично предал.

Поводом для написания послужил Веронский конгресс Священного Союза в 1822 г., который провозгласил подавление революционного движения в Испании. Байрон дает реалистически точные и остроса­тирические портреты участников этого конгресса — Людовика XVIII, Александра I, министра иностранных дел Англии Каннинга. Особенно суровую оценку Байрон дает своим соотечественникам. Разорение английской деревни, обнищание фермеров, безудержная погоня за наживой — вот картины современного Байрону английского быта. В «Бронзовом веке» поэт впервые открыто подчеркивает зависимость политики отдельных политических деятелей от экономических инте­ресов, вернее от интересов буржуазии, стремящейся утвердить свое господство.

Что за конгресс, чья цель объединить 
Всё, что враждуя только может жить! 
Не о владыках речь, — монетный двор 
Их всех чеканит на один подбор, 
О тех, кто держит кукол нить в руках.

(Пер. Г. Шпета)

Вторая значительная тема «Бронзового века» —тема борьбы народа против социального и национального гнета. Постановка этой важной проблемы сочетается у Байрона с прямыми и открытыми призывами к народу Испании восстать против своих угнетателей-французов.

Воспрянь, Гидальго! 
Рыцарь! Ожил зов; 
Испания и Сент-Яго! 
Бей врагов!

(Пер. Г. Шпета)

Центральным произведением последнего периода творчества Бай­рона является поэма «Дон-Жуан», над которой он работал с 1817 г. до самой смерти. Это произведение осталось незавершенным, Байрон успел закончить 16 песен и несколько строф 17-й. Лиро-эпическая поэма всегда казалась удивительно емкой и привлекательной Байрону, а свободная и несколько хаотическая композиция давала возможность поговорить с читателем обо всем, на время забыв о героях и выступая то от имени рассказчика, то от лица собственного. Многочисленные лирические отступления, описания увлекательных путешествий, битв объединены в одно целое фигурой главного героя Жуана.