Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Английская литература - Байрон

Байрон
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Творчество великого английского поэта Джорджа Ноэла Гордона Байрона (1788-1824) ознаменовало собой новую ступень в развитии романтической литературы. Новаторски воплотившее самые острые, актуальные проблемы эпохи, оно стало "страницей из истории человечества" (В. Белинский).

Имя Байрона дало название целому направлению европейской мысли. "Байронизм" отождествляется с безграничной тоской, меланхолией, "мировой скорбью", но включает в себя также бунтарский протест против тирании и деспотизма. Мучительные сомнения поэта в историческом прогрессе сочетались с его устремленностью в будущее. "Из ощущения величия просветительских идеалов и из горьких сомнений в возможности их практического воплощения возник весь сложный комплекс "байронизма" с его глубокими противоречиями, с его колебаниями между светом и тенью, с его героическими порывами к "невозможному" и трагическим сознанием непреложности законов истории". Противоречивость мировоззрения и творчества Байрона имела реальную основу: поэту удалось отразить самый дух своего времени, времени больших надежд и еще больших разочарований в связи с результатами Французской революции, буржуазными общественными отношениями, политической реакцией, усилившейся в Англии и других европейских странах после наполеоновских войн. Пафос произведений Байрона - пафос отрицания и борьбы.

"Властителем дум" Байрон был не только для Пушкина. Его "могучий гений" восхищал Гёте и Гейне, Шелли и Стендаля, Лермонтова и поэтов-декабристов, многих передовых людей эпохи. Причиной тому были и творчество поэта, и его личность. Выходец из знатного аристократического рода, Байрон встал на защиту обездоленных англичан и утративших свободу народов. Своей короткой и ослепительной жизнью мятежный лорд доказал, что "следует жить так, как пишешь" (Мицкевич).

"Ода авторам билля против разрушителей станков" (1812) - это первое произведение Байрона, в котором поэт клеймил власть имущих и открыто заявил о возможности справедливой расправы рабочих над своими душителями. "Ода" явилась актом гражданского мужества автора, как и его выступление в парламенте с речью в защиту "луддитов". Эта речь была полна негодования по отношению к правительственному законопроекту, грозившему смертной казнью ткачам, разрушавшим станки, и глубокого сочувствия к страданиям людей, обреченных на голод и нищету. В том же, 1812 г., Байрон выступил в палате лордов с еще одной речью - в защиту интересов ирландского народа, после чего, убедившись в лживости английской демократии, навсегда покинул парламент. Особенно резкое осуждение Англии, поработившей Ирландию, содержится в его сатирической поэме "Ирландская аватара" (1821.

Байрон воспел борьбу испанского народа против бонапартизма. Подвергая себя смертельному риску, он принял участие в борьбе итальянских патриотов-карбонариев. "Кто драться не может за волю свою, // Чужую отстаивать может",- написал он в 1820 г. и меньше чем через три года уехал в Грецию, поднявшуюся против турецких завоевателей. В Греции Байрон "кончил жизни путь", отдав себя борьбе за идеалы, которые провозглашал в своем творчестве.

Величайший поэт-романтик, Байрон никогда не противопоставлял себя литературной традиции. В своей первой поэме - "Английские барды и шотландские обозреватели" (1809) - он заявил о себе как стороннике просветительского классицизма. Поводом для написания этой сатирической поэмы явилась резкая оценка критикой сборника "Часы досуга", опубликованного Байроном в 1807 г., в период его учебы в Кембриджском университете. Вместе с художественно незрелыми, подражательными опытами юного автора в этот сборник вошли также стихотворения, свидетельствовавшие о новом, романтическом восприятии мира, индивидуальном поэтическом таланте. "Часы досуга" и "Английские барды и шотландские обозреватели" сделали Байрона известным, а знаменитым он стал благодаря своим романтическим произведениям, в которых смелая гражданственность слилась с глубоко личным отношением автора к изображаемому, со страстностью и исповедальностью.

Поэтическая слава к Байрону пришла после выхода в свет первых двух песен поэмы "Паломничество Чайльд Гарольда" (1812), в основу которых легли впечатления автора, путешествовавшего по Южной и Восточной Европе в 1809-1811 гг. Читатели были восхищены ярким романтическим описанием стран и нравов, широтой и свободой мысли, удивительной искренностью поэта. Английская литература не знала героя, подобного паломнику Гарольду. Новаторская форма открывала невиданный простор для поэзии.

Поэма "Паломничество Чайльд Гарольда" отличается богатством красок и злободневностью содержания: в ней нарисована широкая панорама современной Байрону европейской жизни, подняты вопросы национально-освободительной борьбы, войны и революции, смысла исторического процесса и человеческого бытия.