Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Английская литература - Байрон

Байрон
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Организующим началом повествования является история странствий Чайльд Гарольда, но все события, все проблемы современности преломляются через индивидуальное, субъективное сознание не столько героя, сколько самого автора. На всех описаниях лежит отпечаток личности автора, его лирической заинтересованности, его горьких раздумий о настоящем и страстных порывов в будущее. Таким образом, происходит слияние лирического и эпического элементов, позволявшее поэту свободно переходить от личных, сокровенных признаний к судьбам народов и всего человечества. Лиро-эпическая поэма - одно из великих достижений Байрона, без которого трудно представить дальнейшее развитие европейской поэзии, в том числе русской и советской.

Новаторской является в поэме концепция героя - скитальца, непризнанного миром одиночки. Молодой аристократ, едва вступивший "в девятнадцатый свой год", но уже угнетенный пустотой и бесцельностью своего существования, одинокий и разочарованный ("Заговорило пресыщение в нем, // Болезнь ума и сердца роковая". Перевод В. Левика), устремляется в далекие страны без определенных задач и целей. Глубокая тоска и страдания Гарольда не имеют конкретного повода, но истоки их - в несовершенстве мира, окружающего героя, в смутном времени: вместо царства свободы в послереволюционной Европе воцарилась тирания, гибли всякие надежды, рожденные революцией. Образ Чайльд Гарольда является художественным обобщением. Он сосредоточил в себе мироощущение целого поколения, для которого были характерны недовольство, душевная неприкаянность, горечь в связи с невоплотившимися мечтами, с разочарованием в историческом опыте эпохи ("Ищу забвенья, но со мною // Мой демон злобный, мысль моя,- // И в сердце места нет покою"). Герой Байрона воспринимался как знамение времени, его имя приобретало нарицательный смысл.

Ничто не избавляет Гарольда от "болезни века" - меланхолии: ни чудесные пейзажи полуденных земель и морей, ни героическое сопротивление испанского народа наполеоновским войскам, свидетелем которого он становится в Испании, ни воспоминания о величии афинской демократии, мужестве эллинов. Для самого же поэта характерно взволнованное отношение к повествуемому, хотя одиночество и равнодушие его героя - это тоже форма неприятия действительности, индивидуалистический протест против нее. Байрон увлеченно описывает красоту и величие природы, противопоставляя ее естественность и гармоничность жестоким законам человеческого общества ("Пусть умер гений, вольность умерла, // Природа вечная прекрасна и светла"). Средствами романтического искусства ярко, броско, экспрессивно он рисует быт и нравы народов Португалии, Испании, Греции, Албании, запечатлевая неповторимо-национальное в каждом из них.

Трагическое неравенство борющихся в Испании и Греции сторон углубляет авторский скепсис и фатализм ("О если б смертный мог // Бороться с неизбежною судьбою!"). Однако Байрон уверен, что дух свободы еще жив. В поэме звучит героическая тема, которая связана прежде всего со свободолюбивыми стремлениями народа. В то время как испанская знать предала свою родину, за честь Испании выступили "рядовые" испанцы, крестьяне и горожане, верные героическому духу предков ("К оружию, испанцы! Мщение, мщение! // Дух Реконкисты правнуков зовет"}. "Храня к отчизне преданность сыновью", свою свободу отстаивают албанские горцы, храбрые, гордые, гостеприимные люди. Особого трагизма исполнена для поэта судьба Греции: родина европейской вольности, она ныне "затоптана в грязь" турецкими завоевателями ("Моя Эллада, красоты гробница! // Бессмертная и в гибели своей!"). Спасение греческого народа поэт видит только в его борьбе ("О Греция! Восстань же на борьбу! // Раб должен сам добыть себе свободу!").

Таким образом, в первых двух песнях "Паломничества Чайльд Гарольда" происходит движение поэтической мысли Байрона от лирической истории о Гарольде к насыщенному лиризмом эпосу (картины народных движений, описания военных и колонизаторских действий Франции и Англии). Автор рассуждает (о судьбах мира, о природе и цивилизации, о любви и человеческих стремлениях. Главная мысль поэта - о необходимости свободы для человека и народа, и он воспевает любую попытку отстоять ее, призывает к активности, к действию ("И слабый мнит, что Зло нам ставит сети. // Нет, суть в тебе! Твоих усилий плод - // Судьба твоя..,").

Смелые заявления Байрона как лорда, члена парламента и как поэта-демократа приближали открытый конфликт с правительством. Он тяжело переживал реставрацию Бурбонов, возмущался позицией поддержки, которую заняла Англия в отношении политики Священного союза, созданного для подавления освободительной борьбы в Европе. Усиление внутренней и международной реакции усугубляло трагизм в мироощущении Байрона. Его стремление к активному протесту нашло художественное воплощение в цикле "восточных поэм" ("Гяур", 1813; "Абидосская невеста", 1813; "Корсар", 1814; "Лара", 1814; "Осада Коринфа", 1816; "Паризина", 1816). Эти произведения вызвали новую волну интереса к Байрону, отозвались в творчестве многих европейских поэтов, в том числе Пушкина и Лермонтова. Они явились апофеозом свободы личности, как понимали ее романтики, и были глубоко новаторскими по типу конфликта, трактовке романтического ("байронического") героя, по своим поэтическим особенностям.

Герои всех "восточных поэм" находятся в непримиримом конфликте с окружающим их миром. Они вступают в борьбу с обществом, потому что хотят отомстить за господствующую в нем несправедливость, попрание человеческого достоинства. Гяур, герой одноименной поэмы, убивает восточного деспота, мужа своей возлюбленной, который злодейски расправился с ней за неверность.