Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Английская литература - Байрон

Байрон
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Поэма "Паломничество Чайльд Гарольда" отличается повышенной экспрессивностью, контрастностью сопоставлений, динамизмом, сменой тональностей. Она написана спенсеровой строфой (состоит из девяти строк: в первых восьми - по пять стоп, в девятой - шесть), которая, по мысли Байрона, "допускает выражение самых разнообразных чувств и мыслей".

Среди лучших произведений, созданных Байроном в эмиграции,-поэма "Шильонский узник" (1816), философские драмы "Манфред" (1817) и "Каин" (1821). Герои - сильные личности, нравственные принципы которых противостоят господствующему миропорядку, и судьбы их складываются трагически.

Страдания "узника", томящегося вместе с братьями в подземелье Шильонского замка, Байрон описал, находясь под впечатлением истории Франсуа Бонивара, борца за независимость Швейцарии в XVI в. Не зная истинных (политических) причин заключения в тюрьму Бонивара, поэт изобразил физические и душевные муки несправедливо осужденного человека. С потрясающей художественной силой и драматическим накалом он передал переживания героя, живущего в страшном мире "Без неба, света и светил, // Без времени, без дней и лет" (блистательный перевод В. А. Жуковского). Герой Байрона остается верным своему делу, но под влиянием долгих лет неволи и отупляющего душу одиночества утрачивает желание жить.

Иные причины разочарования в жизни у Манфреда, героя одноименной драматической поэмы. Бонивар страдал из-за любви к людям. Манфред презирает обыденную жизнь, "жалкий облик человека". Таинственный граф и кудесник, он предпочел людскому обществу одиночество в пустынном замке, затерявшемся среди неприступных гор, хотя жизнь его, как и героев "восточных поэм", прошла в борьбе и страстях.

Я обуздать себя не мог; кто хочет 
Повелевать, тот должен быть рабом; 
Кто хочет, чтоб ничтожество признало 
Его своим властителем, тот должен 
Уметь перед ничтожеством смиряться, 
Повсюду проникать и поспевать 
И быть ходячей ложью. 
Я со стадом 
Мешаться не хотел, хотя бы мог 
Быть вожаком. 
Лев одинок - я тоже.

Перевод И. Бунина

Манфред "мечтал быть просветителем народов", но, слишком много изведав и познав, пришел к печальной мысли, "что древо знания - не древо жизни". Сильнее, чем в "восточных поэмах", звучит здесь полемика с просветителями, осуждение просветительских иллюзий.

Конфликт "байронического" героя с враждебным ему миром получает в "Манфреде" философское обоснование: он выливается в трагедию душевного разлада героя, в противоречия трагического характера. Манфред страдает из-за несовершенства мира, не может его принять таким, каков он есть, но и сам не может быть принят этим миром, потому что противостоит ему как одиночка, индивидуалист, замкнувшийся в своем "я". Покинув людей, Манфред страдает от одиночества, от собственного несовершенства, не может и не хочет простить себе вину за смерть любимой Астарты. Разуверившись в смысле жизни, он мечтает лишь о покое и забвении. Объективно Байрон утверждает величие своего героя, человека, который достиг власти над духами благодаря "своей могучей воле, // Своим трудам, своим ночам бессонным // И знаниям...".

Перед смертью Манфред изгоняет духов, а также отказывается от исповеди аббата, уверенный, что человек должен сам нести наказание за свои прегрешения. Однако история Манфреда - это не только протест гордой личности, но и свидетельство ограниченности романтического сознания, оторвавшегося от земли и людей.

Эволюция "байронического" героя завершается в драме "Каин", названной автором мистерией, так как она написана на библейский сюжет. Но герой Байрона - не злодей, а первый в роду человеческом мыслитель и бунтарь. Он страстно стремится к познанию мира, истины, не страшась даже горя, если знание связано с ним. Люцифер, который сродни мильтоновскому Сатане, открывает перед Каином тайны бытия. Он славит разум: "Один лишь добрый дар // Дало вам древо знанья - ваш разум" (перевод И. Бунина), но утверждает, что и разум не сделает людей счастливыми, так как "зло всесильно". В отличие от него Каин верит в добро. Во имя человека, его свободы и будущего он восстает против покорности Иегове, который обрек людей на страдания и смерть. Иегова символизирует здесь мировое зло. И Каин выступает носителем протеста против господствующей в мире тирании, существом, дерзнувшим "Взглянуть в лицо всесильному тирану, // Сказать ему, что зло не есть добро".

Если Люцифер воплощает идею бунтующего сознания, то Каин - деятельного стремления человечества вырваться из состояния рабства, при котором "кто всемогущ, тот и всеблаг". Каин глубоко страдает, видя утверждающуюся на земле несправедливость:

Зачем я существую 
И почему несчастен ты, и все, 
Что существует в мире, все несчастно? 
Ведь даже тот, кто создал всех несчастных, 
Не может быть счастливым: созидать, 
Чтоб разрушать - печальный труд!..

Столкновение гуманиста и бунтаря Каина с теми, кого устраивает спокойное, инертное существование и рабское смирение, заканчивается трагически. Каин жаждал добра, но совершил зло. Он "ненавидел так страстно смерть" и стал первым убийцей на земле. В этом парадоксе отражены диалектика жизни и истории, трагические противоречия послереволюционной эпохи.

В Италии Байрон переживал период необычайного творческого подъема. Его талант воплотился в произведениях разных жанров. Наибольшую известность приобрели комическая "венецианская повесть" в стихах "Беппо" (1818), историческая поэма "Пророчество Данте" (1819), политическая трагедия "Марино Фальеро" (1820), сатиры "Видение суда" (1821) и "Бронзовый век" (1823}. В Италии также поэт работал над своим самым крупным произведением- поэмой (романом в стихах) "Дон Жуан" (1818-1823).