Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Английская литература - Перси Биши Шелли

Перси Биши Шелли
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Несмотря на великолепные произведения, имя Шелли в Англии мало кому о чем говорило. Его мало публиковали, он постоянно чувствовал свое одиночество, неприкаянность и отторженность от людского общества. Только рождение его сына Перси Флоренса в какой-то степени скрасило его жизнь в Италии.

Время, проведенной в тихой Пизе, было плодотворным для Шелли, хотя большинство его произведений этого года пребывания в Пизе относятся к числу прозаических. Это «Философская точка зрения на реформу» (1820), «Эссе о дьяволе» и «Защита поэзии» (1821). Поли­тическое эссе о реформе, опубликованное спустя сто лет в 1920 г., — свидетельство его зрелых радикальных взглядов на монархию, судо­производство, закон наследования и т.д. В первой главе рассказывается о том, что монархии в Европе пали одна за другой, что периоды величайшей литературной активности совпадали именно с демократи­ческими и либеральными настроениями и движениями.

Вторая глава была целиком посвящена современной Шелли Бри­тании. Он ратовал за радикальные перемены в парламентской рефор­ме, в законе наследования, капитальном вложении, законодательстве о браке и продолжительности рабочего дня. Третья глава содержала рекомендации к практическим действиям, способствующим переме­нам, но исключающим насилие, а также отстаивала вмешательство поэтов и философов в политическую жизнь страны.

Продолжением этих идей Шелли стало его знаменитое эссе «Защита поэзии» (1821), опубликованное впервые в 1840 г. Оно явилось ответом на знаменитый трактат его друга Пикока «Четыре века поэзии». Пикок утверждал, что будущие умы охотнее займутся экономикой и полити­кой и отвернутся от поэзии, как ненужной и даже вредной. Шелли понял свои задачи гораздо шире, чем они были поставлены у Пикока.

Он не только защитил поэзию, связанную, по его мнению, с активи­зацией воображения, а значит, и разума. Отталкиваясь от великих творений классиков и современной европейской литературы, Шелли строит свою систему доказательств важности поэтического творчества в будущем, конструируя макет вдохновения, заимствованный, впрочем, у Колриджа, а также заявляет о связи поэзии и политики, пишет о проблемах перевода, эротической литературе, а также приходит к выводу о том, что законодателями мира являются поэты, что вообра­жение способствует совершенствованию нравственности и морали.

Хотя «Защита поэзии» во многом опиралась на предыдущие выска­зывания Шелли, его предисловия к собственным произведениям, ее можно считать самостоятельным творческим кредо поэта.

В 1821 г. Шелли, увлеченный молодой итальянкой Эмилией Вивиани, написал великолепную поэму «Эпипсихидимион», хотя и посвященную возлюбленной, но отразившей вечный поиск Шелли идеальной красоты, растворенной и в образах его возлюбленных, и друзей, и в воображении. В том же году в Пизу приехал Байрон, позже к нему присоединился и Ли Хант, желавший издавать там своего «Либерала». Шелли почувствовал себя счастливым в обществе друзей, живо интересовался историей Греции, начал писать историческую драму «Карл I», посвященную Англии времен гражданской войны.

Переехав в уединенное место на берегу залива Леричи, Шелли начал писать свою последнюю крупную поэму «Триумф жизни». Поэма, написанная терцинами, осталась незаконченной. Она полна литературных аллюзий, навеяна образами дантовского ада, очень пессимистична по своему характеру, отражает глубокие разочарова­ния поэта в своем творчестве и жизни.

В то же время Шелли создал несколько коротких лирических произведений, обращенных к Джейн Уильяме, или «Строки, написанные на берегу залива Леричи», полные меланхолии и светлой печали. Шелли утонул, плывя на шхуне «Ариэль», в августе 1822 г., возвращаясь из Ливорно от Байрона и Ли Ханта.

Внезапно возникший шквал перевернул шхуну, на которой кроме Шелли был Эдвард Уильяме и англича­нин-мальчик, сопровождавшие Шелли.

Поэзия Шелли содержит удивительные открытия романтического искусства. В ней отражена вся ненависть поэта к насилию и неспра­ведливости и вера в светлое будущее человечества, в каких бы абстрак­тных и символически-сложных образах ни выступали идеи Шелли. Он великий романтический поэт, создавший «Оду западному ветру» — разрушительному и созидательному, несущему гибель и веру в наступ­ление весны после зимней непогоды. Воображение поэта безгранично. Оно путешествует вместе с ветром, оно проникает в морские глубины, живописует мир различных стихий, наслаждается свободой. Романти­ческая биография поэта, его скитальческая изгнанническая жизнь, порой странные идеи, граничащие с утопизмом и визионерством, удивительное знание классики, увлечение естественными науками, знакомство с современной философией создали удивительный мир интеллектуальной красоты, где Шелли-странник, Шелли-пророк и тираноборец соединяются вместе, создавая неповторимый образ вели­кого романтика, друга и современника Байрона.