Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Английская литература - Перси Биши Шелли

Перси Биши Шелли
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Одновременно с Байроном вступил в литературу великий английский поэт Перси Биши Шелли (1792-1822). Творчество его отличается оптимизмом и жизнеутверждающими мотивами. Подобно Байрону, он был ненавистником тогдашнего общественно-политического строя Англии. Поэтов сближали политические и эстетические воззрения.

В то же время в произведениях Шелли появлялись новые темы и идеи, не затронутые Байроном.

Шелли - сын аристократа, был одинок в семье, с которой впоследствии порвал окончательно. Уже в юности зародилась у него неприязнь к надменным невеждам, составляющим привилегированную верхушку Англии. Эта неприязнь с годами перешла в глубокий социальный конфликт.

В двенадцать лет Шелли отдали учиться в Итонский колледж, где обучались исключительно дети аристократов. Будущий поэт нашел возможность прочесть сочинения французских просветителей, познакомиться с трактатом Годвина "Политическая справедливость", оказавшим на него большое влияние. Читал он и произведение Томаса Пейна "Права человека". Все это способствовало расширению его кругозора, в значительной степени обусловило формирование его философских и эстетических взглядов.

Закончив Итонский колледж, Шелли поступил в Оксфордский университет. Здесь он написал целый ряд сочинений, в которых преобладали тираноборческие мотивы. В одном из стихотворений говорится, что человечество

Скоро сбросит цепи рабства: 
Перестанет литься кровь, 
И помирит в светлом братстве 
Нас Свобода и Любовь. 
Короли! ничто не вечно 
Кроме пламенной любви, 
Ваша власть не бесконечна, 
Как все люди, смертны вы.

Перевод К. Бальмонта

За вольнолюбивые, бунтарские настроения и публикацию брошюры "Необходимость атеизма" Шелли был исключен из числа студентов университета.

Вскоре Шелли женился на шестнадцатилетней дочери простого трактирщика Гарриэт Уэстбрук и вместе с женой уехал в Ирландию. Он принимал активное участие в освободительном движении ирландского народа против английского владычества, выступал со страстными речами на многочисленных митингах, писал прокламации, призывал ирландцев бороться до конца.

Вернувшись в Англию, Шелли близко знакомится с Годвином и его дочерью Мэри. В это время резко обостряется конфликт между Шелли и его женой. Общего языка супруги не нашли. Гарриэт кончает жизнь самоубийством. Личная драма Шелли была воспринята врагами как повод для клеветы на него. В результате судебного разбирательства поэт был обвинен в аморальности и лишен отцовских прав.

После трагической гибели Гарриэт Уэстбрук Шелли женился на дочери Годвина Мэри и уехал вместе с ней в Швейцарию. Здесь произошла его встреча с Байроном, перешедшая затем в искреннюю дружбу. В Швейцарии поэт создал целый ряд лучших своих сочинений. Шелли прожил короткую жизнь. В тридцатилетнем возрасте он погиб в результате несчастного случая.

Литературное наследие Перси Биши Шелли сравнительно невелико. Еще в 1813 г. он написал поэму "Королева Маб". Произведение было написано в форме фантастического видения. Волшебница Маб (образ был взят из английского фольклора) увлекает героиню поэмы Ианту в заоблачные пространства и с высоты небес показывает настоящую, без всяких прикрас Англию. Потом королева Маб приоткрывает завесу будущего, и перед Иантой предстает утопический мир, в котором раскрепостятся творческие силы человека, и, "с природой неизменной сочетавшись, предпримет обновленный человек чарующее дело обновления".

В этой поэме две темы, характерные и для последующего творчества поэта: обличительная критика существующего порядка вещей и утопический идеал будущего счастливого общества.

В 1818 г. Шелли создал поэму "Восстание Ислама", которую обычно трактуют как аллегорическое изображение исторических событий Великой французской революции. Действие произведения происходит в условной стране Ислам, которой правят тираны. Против них выступают молодые герои Лаон и Цитна. Воодушевленные благородными идеями свободы, они призывают к восстанию. Народ торжествует победу. Но свергнутые тираны при помощи наемных войск подавляют восстание. Однако поэт верит, что торжество тиранов временное и в конце концов воцарится справедливость и свобода.

Идея борьбы с тиранией и твердая уверенность в победе правого дела с огромной художественной силой прозвучала в крупнейшем произведении Шелли - поэтической драме "Освобожденный Прометей" (1819). В ней поэт использовал известный античный миф о Прометее, положенный еще в основу трагедии Эсхила "Прометей прикованный". В отличие от древнегреческого драматурга, у которого над прикованным титаном по приказу Зевса издеваются послушные ему боги, Шелли показывает освобожденного героя. Вместе с освобождением Прометея в драме английского поэта все человечество сбрасывает с себя цепи рабства и угнетения.

"Прометей Эсхила, - писал Белинский,- прикованный к горе... и с горделивым презрением отвечающий на упреки Зевса, есть форма чисто греческая, но идея непоколебимой человеческой воли и энергии души, гордой и в страдании, которая выражается в этой форме, понятна и теперь..."