Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Английская литература - Перси Биши Шелли

Перси Биши Шелли
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В предисловии, предпосланном драме "Освобожденный Прометей", Шелли писал, что для него неприемлема традиционная концовка мифа - примирение повелителя Олимпа и гордого титана - защитника и учителя людей. "По правде говоря, я испытывал,- отмечал английский поэт,- отвращение к такой слабой развязке - примирению между Защитником и Угнетателем человечества, моральный интерес мифа, столь мощно поддерживаемый страданиями и непреклонностью Прометея, исчез бы, если бы мы могли себе представить, что он отказался от своей гордой речи и испугался своего удачливого и вероломного противника".

Шелли создавал свою драму о Прометее в обстановке освободительного движения в Европе. Это обстоятельство не только определило дух оптимизма и свободолюбия, пронизывающий все произведение поэта, но позволило ему по-новому определить пафос своего сочинения - пафос борьбы за освобождение человечества. Отметим, что в трагедии Эсхила "Прометей прикованный" показан страдающий герой, претерпевающий страшные муки, а в "Освобожденном Прометее" Шелли герой смеется над новыми пытками, которым хочет подвергнуть его властитель Олимпа. Здесь показано освобождение титана и ниспровержение деспота. В конце поэмы Шелли рисует величественную картину будущего человеческого общества, где все люди равны, свободны и счастливы.

Почти одновременно с поэтической драмой "Освобожденный Прометей" Шелли пишет трагедию "Ченчи" (1819-1820), в которой усиливаются реалистические тенденции. В предисловии к этому произведению автор говорит, что он познакомился с выпиской из архивов Палаццо Ченчи в Риме, повествовавшей "об ужасах, окончившихся гибелью одного из самых знатных и богатых римских родов в период правления папы Климента VIII в 1599 г.".

Знатный итальянский аристократ Ченчи совершает чудовищные преступления. Садист и развратник, он не знает меры ни в чем. Воспылав преступной страстью к своей дочери Беатриче, он пытается совершить над ней насилие, домогаясь ее любви. Беатриче обращается к наемникам, и те убивают преступного отца. Девушку подвергают страшным пыткам и приговаривают к казни.

По природе своего таланта Шелли - лирик. Это проявилось в его политических стихах ("Англия в 1819 году", "Ода к свободе"). Он - автор ряда стихотворений, посвященных природе ("Ода западному ветру", "Облако", "К жаворонку", "Гимн Пана" и др.). Блестящие образцы любовной лирики, созданные Шелли, поражают глубокими внутренними переживаниями. Приведём в качестве примера строки из стихотворения, которое начинается словами "Слишком часто заветное слово любви осквернялось...".

Если часто заветное слово любви осквернялось,
Я его не хочу повторять, 
Слишком часто заветное чувство презреньем встречалось,
Ты его не должна презирать.
И слова состраданья, что с уст твоих пежиых сорвались,
Никому я отдать не хочу, 
И за счастье надежд, что с отчаяньем горьким
смешались,
Я всей жизнью своей заплачу.

Перевод К. Бальмонта

Свободолюбивая поэзия Шелли близка и понятна современному читателю. Она вызывает в сердцах уже не одного поколения веру в творческие силы человека, в исполнение лучших идеалов справедливости.