Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Английская литература - Вальтер Скотт

Вальтер Скотт
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Скотт написал несколько томов, много раз их переделывал и исходил из противоречивой теории балладной компо­зиции. Подобно Перси, он считал, что сохранившиеся баллады были первоначально созданы определенными бардами или менестрелями, находящимися на службе у королей и знатных аристократов. Эти баллады рассматривались как проявление чувства долга и почтения по отношению к своему покровителю. Скотт придерживался несколько иной точки зрения, полагая, что баллады создавались коллективно внутри небольшого сообщества простых людей. Во времена Скотта считалось модным исполнять народные баллады и песни. Аристократия собирала и хранила оставшиеся памятники. Сам Скотт был в восторге от баллад, исполняемых его дочерью Софьей на арфе или на фортепи­ано.

Скотт использовал разные варианты баллад, часто исправлял и улучшал фразеологию, ритм и метрику стиха, приспосабливая их больше всего к своему темпераменту и видению мира. Наиболее плодотворным и перспективным оказалось для Скотта общение с «Эттрикским пастухом» — Джеймсом Хоггом, который олицетворял собой крестьянство пограничного края. Дальнейшие литературные успехи Скотта-романтика объясняются его осознанным стремлением оставить поэзию, в которой у него были серьезные соперники, а также реализовать свой огромный исследовательский интерес к истории. Отношения с поэтами-лейкистами и Байроном складывались весьма сложно. Поэты обвиняли друг друга в плагиате. В. Скотт печатал свои произведения, в то время как Колридж не заканчивал и не публиковал своих собственных. Первый шаг выяснения отношений с Байроном был сделан В. Скоттом, но он так и остался шагом, за которым не последовал другой и третий. Вордсворты были поражены тем, что Скотт знал «Кристабель» наизусть, но они не менее были поражены сходством с произведениями самого Скотта.

Поездка на только что отшумевшее поле битвы при Ватерлоо, появление в Париже, представление русскому царю, посещение прин­ца-регента, знакомство с принцессой Викторией — все эти штрихи к биографии многое объясняют в его творчестве. Например, «Эдин­бургская темница» — первый роман с ярким и динамичным женским персонажем в центре повествования. Нарастание пессимистических настроений отразилось в «Ламмермурской невесте», — произведении, отличающемся странным сочетанием различных жанров. Некоторые романы объединились не только по сюжетным или иным признакам. Так, например, «Аббат» был написан первоначально в той же жанровой системе, что и «Монастырь», но Скотт ставит задачу исправить недо­статки предыдущего, и когда цель была достигнута, он утратил всякий интерес к созданию дилогий и других комбинаций из романов. Не­сколько особняком стоят романы о современной жизни. «Сент-Роан-ские воды» — роман, долженствующий прославить домашний уют и очаг, представить доказательство тому, что Скотт —все еще шотландец, но Шотландия, которую он описывает, — новая и приглаженная.

Больше, чем когда-либо, Скотт, обычно не принимавший и не любивший критики в свой адрес, учел высказывания критиков, лите­ратурных обозревателей, собственных издателей, назвавших роман «литературным самоубийством». Он никогда больше не возвращался в своем творчестве к современности, а, напротив, все дальше уходил в глубь веков. Фигура Скотта в конце жизни становится глубоко траги­ческой. Он теряет своих близких, сыновья, далекие от его творческих интересов, не радуют его своими жизненными и семейными успехами. Только благодаря серьезным усилиям и поддержке отца они могут поддерживать и сохранять репутацию семьи. Гнетут финансовые про­блемы.

После смерти Шарлотты, незадолго до собственной смерти, Скотт предпринимает большое путешествие на военном фрегате: он посещает Италию и Германию, пишет последнее письмо, отклоняющее приглашение Шопенгауэра посетить его в Майнце. Он записывает в своем дневнике: «Я приближаюсь к финалу своей карьеры: я быстро схожу со сцены. Вероятно, я был самым плодовитым писателем современности; для меня утешением будет думать, что я никогда не пытался пошатнуть веру в человека, разрушить человеческие принципы и что я не написал ничего такого, которое я на своем смертном одре хотел бы уничтожить».

Поэзия Скотта раскрывает все явные и потенциальные возможно­сти его как историка, собирателя баллад и сказаний, прекрасного чтеца и исполнителя произведений Колриджа и Саути, великолепного рас­сказчика и этнографа, свободно владевшего местным материалом. Многие его повествовательные поэмы построены на изысканиях, предпринятых Скоттом для воссоздания своего генеалогического дре­ва, у истоков которого стояли самые древние и знатные шотландские фамилии. Исторические события, служившие фоном его произведе­ний, отличались драматизмом и динамикой, как, например, битва при Флоддене, которую, кстати, шотландцы проиграли, что послужило поводом для нападок на Скотта и обвинения его в отсутствии патри­отизма. «Песня последнего менестереля» (1805) —первое оригиналь­ное поэтическое произведение Скотта, состоящее из шести песен. Жанры «ромэнс» (romance) и «новел» (novel) имели для Скотта уже в период создания поэтических произведений особый смысл. Подобно Шекспиру, Скотт считал, что сверхъестественные силы ощутимо заяв­ляют о себе в период гражданской нестабильности и смятения.