Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Английская литература - Вальтер Скотт

Вальтер Скотт
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




«Песня последнего менестреля» — это и артуровская легенда, и отголосок «Геца» Гёте, переведенного Скоттом, и увлечение Спенсером, не говоря уже о явном влиянии «Талабы» Саути. Место действия — Брэнксомхолл, владение Боклю. Леди Боклю потеряла мужа в сражении с лордом Крэнстауном, влюбленным в ее дочь Маргарет. Хозяйка замка увлека­ется магией и просит сэра Уильяма Делорена достать в гробнице колдуна Майкла Скотта в аббатстве Меллроуз, находящемся поблизо­сти от Эбботсфорда, волшебную книгу, которая поможет ей наказать убийцу мужа. По дороге в замок Делорен встречает лорда Крэнстауна и в схватке с ним получает серьезную рану. Паж Делорена уносит раненого в замок, но по подсказке сверхъестественных колдовских чар крадет наследника семьи Боклю, и тот попадает в руки англичанина лорда Дакрэ, заклятого врага леди Боклю. Вместе с Ульямом Хаурдом Дакрэ намерен осадить замок, обвиняя Делорена в связях с шотланд­скими мятежниками. Шотландская армия на пути к снятию осады замка. Происходит поединок между Делореном и Масгрейвом, чьи земли он узурпировал. Масгрейв терпит поражение, неожиданно об­наруживается, что победитель —лорд Крэнстаун, который с помощью своего пажа, обладавшего волшебным свойством придавать людям желаемый облик (как в случае с Мерлином и леди Угрейной), помог своему господину принять облик Делорена. Вторая линия сюжета связана с похищением наследника сына леди Боклю, его неожиданным освобождением после поединка Делорена и Масгрейва, окончанием междоусобной вражды между двумя домами и заключением брачного союза между влюбленными — Маргарет, дочерью леди Боклю, и лор­дом Крэнстауном. «Песнь последнего менестреля» —эпическая поэ­ма, впитавшая несколько национальных традиций и включающая ряд замечательных баллад, как, например, «Розабель». Уже в этом произ­ведении отчетливо проявились характерные черты Скотта —рассказ­чика и повествователя, участника и комментатора событий.

Смешение малых и больших поэтических форм свидетельствовало о нестабиль­ности самого жанра повествовательной поэмы, порвавшей с ученой поэзией и увлеченной богатством воображения «ромэнс». Эпическая поэзия романтизма совмещала несбыточные планы романа сделаться серьезным захватывающим чтением, а не просто увлекательным чтивом для досуга. Интерес к истории, национальной старине, балладному творчеству был основан и обусловлен научным подходом к старине и местному колориту, языку, нравам, наконец, ландшафту. Реальное и фантастическое, рыцарское и современное могли сосуществовать толь­ко в эпической поэзии, и Скотт был блистательным ее пропагандистом, создавшим «Мармион», «Деву озера», «Рекби», «Властелина островов» и много других замечательных произведений. Соперничество с лири­ческой поэзией романтиков требовало особых знаний, опыта и вкуса. Все это было у Вальтера Скотта. Поэтическая история родного края — важнейшее достижение, итог поэтической деятельности будущего ро­маниста, для которого эпическая поэзия была существенным и необ­ходимым звеном в творческой биографии.

В поэме «Песнь последнего менестреля» (опубл. 1805) рассказыва­ется романтическая история любви Маргарет и лорда Крэнстауна, которая известна в изложении многих поэтов, в том числе и Грэма. Вместе с тем, уже в этом произведении Скотта обнаруживается мас­терство в воспроизведении типичных для романтиков мест —истори­ческих замков, монастырей и аббатств, описанных с точностью топографа. Фантастическое и реальное сосуществуют. «Ромэнс» обна­руживает потенциальную возможность перевоплотиться в «новел», даже на поэтическом уровне. Успех поэмы был настолько велик, что даже премьер-министр Питт просил членов своего кабинета присмот­реться к Скотту. Сам Скотт приобрел много друзей и почитателей своего таланта, среди которых были влиятельные и знатные особы, например, принцесса Уэльская Каролина.

Другим произведением, связанным с артуровскими легендами, была «Дева озера». Однако связь эта капризно романтична и совсем необычна. В артуровском цикле владычица озера дарует Артуру меч Экскалибур. В поэме Скотта роль волшебника исполняет Эллен, дочь мятежного Джеймса Дугласа. Волшебство ее заключено в ее обаянии, способном пробудить любовь короля и Малколма Грэма, его поддан­ного. Сюжет поэмы, весьма экономно представленный в шести песнях, снова связан с родной Скотту Шотландией. Рыцарь, выдающий себя под именем Фиц Джеймса, находит гостеприимство в доме могущест­венного хайлэндского тана из Кэтрин лоха Родерика Ду, где влюбляется в красавицу Эллен. Родерик тайно влюблен также в Эллен и наряду с Малколмом Грэмом является соперником в любви неизвестного гостя. Эллен отдает предпочтение Малколму. Замок Родерика должны ата­ковать королевские войска, желающие покончить с мятежным клана­ми. Дуглас, желая предотвратить нападение на замок, отправляется в Стерлинг, чтобы сдаться на милость короля. Фиц Джеймс предлагает Эллен покровительство и безопасное место, куда она могла бы скрыться на время осады замка. Она признается Фиц Джеймсу, что любит другого — Малколма — и не нуждается в его покровительстве, но тот из благо­родных побуждений дает ей кольцо, которое может помочь ей в трудную минуту, когда необходима помощь короля. По дороге в Стерлинг Фиц Джеймс сталкивается лицом к лицу с Родериком Ду, в поединке ранит его. Эллен, желая спасти отца, отправляется к королю, чтобы показать данное ей Фиц Джеймсом кольцо, и убеждается, что Фиц Джеймс и есть сам король. Умирает от ран в замке Стерлинг Родерик; Дуглас, отец Эллен, прощен королем, и она обретает счастье с любимым его Малколмом. В интерпретации сюжета и старинных сказаний есть очевидное влияние фольклора, его представления короля справедли­вым, благородным, мужественным и добрым, великодушным и в меру романтичным.