Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Английская литература - Вальтер Скотт

Вальтер Скотт
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




История молодого человека больше богата личными событиями, поскольку, покидая родной дом в Англии, он отправляется служить в Шотландию, случайно оказывается втянутым в политические и военные интриги, является военным преступником, затем попадает в армию Карла Эдуарда, затем получает прощение за измену и женится на любимой девушке —дочери барона Брэдуордина Розе. Вопреки классическим романтическим произведениям, роман Скотта повествует о детстве и юности героя, его воспитании и обра­зовании, первой любви, занятиях в доме дяди, сторонника Стюарта (отец Эдварда был виг и поддерживал Ганноверскую династию). Из­начально герой поставлен в довольно щекотливое положение — семью разделили политические убеждения. Наследник по закону Эд­вард воспитывается в Уэверли Онор и больше связан с теткой Рэчел и Эверардом Уэверли, чем с собственным отцом. В предисловии к роману, объясняя свои намерения показать человека, а не нравы, Скотт твердо придерживается этого правила, хотя нравы и обычаи Шотландии проступают в каждом диалоге, в каждом описании места, в любой детали. И если пристальнее приглядеться к содержанию романа, то станет ясно, что автор «Уэверли» несправедливо обвинялся в том, что он создал бледных положительных героев, лишенных динамики и красок. Что мы знаем о характере Уэверли, какими способами мы открываем героя, находим ключ к его характеру? Эверард Уэверли, его дядя, перед отправлением племянника на военную службу размышляет о том, что Эдвард слишком много читает, занимается литературой, хотя сам в менторы назначил ему человека, выпускника Оксфорда, который и воспитал в нем вкус к чтению и любовь к поэзии, развил чувствительность и отзывчивость.

Благоговейное отношение старой девы тетушки Рэчел к военной форме и уважение к семейным традициям (в семье были предки крестоносцев) возбудили в ней особое отношение к Эдварду, стихи которого она хранила вместе с рецептами из пова­ренной книги и медицинскими рецептами.

Каждый, с кем встречается Уэверли, добавляет свои впечатления об этом молодом человеке (барон Брэдуордин, полковник Талбот, принц Карл Эдуард), даже тюремщики, не говоря уже о МакАйворе и его сестре Флоре. Но главный источник сведений о характере героя — в его внутренних монологах, которые развиваются и комментируются автором-повествователем. Основа характера — калька с героя рыцар­ского романа. Неслучайно Скотт вначале говорит о начитанности своего героя и предлагает читателю вспомнить бессмертный роман Сервантеса. Чаще всего размышления Эдварда противоречивы, напол­нены сомнениями и раздумьями о собственных поступках. Любопытно, что Скотт, задумавший писать о человеке, а не о манерах, обычаях, представляет МакАйвора как характер максималистский по сути, иде­альный, романтический, понимающий бесполезность и бесплодность притязаний претендента после нескольких дней кампании, но он остается верен своим традициям, убеждениям и чести, понимаемой им, в отличие от Уэверли, достаточно абстрактно. Характер Флоры, его сестры, также поражает своим схематизмом и прямолинейностью. Она умна и образованна, но она фанатически верна ложной идее, которой отдала свою жизнь, отказавшись от любви благородного и близкого ей по духу Эдварда и закончив свои дни в католическом французском монастыре. Флора живет головой, а не сердцем. Сразу вспоминается героиня стендалевского романа Матильда де ля Моль, считавшая своим образцом далекого предка времен Фронды, закон­чившего жизнь на эшафоте.

Роман Стендаля написан в 1830 г., но кто знает, может быть, именно этим великолепным романом вдохновлялся Стендаль, любивший Скотта и почитавший его своим учителем. Во­инская служба Уэверли также связана с недоразумениями и политиче­скими интригами, что весьма потом напомнит службу восторженного Фабрицио дель Донго. Однако исторический роман выдает себя в воссоздании театрального декоративного фона: военная карта продвижений войска претендента соблюдена с удивительной точностью — называются места следования его отрядов, рассказывается о деревуш­ках, где он располагался лагерем. Встреча Уэверли с Карлом Эдурдом при посредничестве хитрого и проницательного МакАйвора тоже проливает свет на характер главного героя. В эпизоде встречи Эдвард покорен внешней презентативной стороной поведения принца, он восхищен его манерами — все это легко понять, если учесть начитан­ность Эдварда, его знание рыцарских романов. Как и думал МакАйвор, Эдвард без тени сомнения присоединяется к сторонникам мятежного принца. Но Эдвард — мятущийся, сомневающийся герой, он неопытен и отважен, но нуждается в руководстве— книги уже не могут служить ему руководством к действию.

Он обращается к Флоре, которая, правильно оценивая реальные возможности развития событий, реко­мендует Эдварду оставаться на собственных позициях и не поддаваться минутному порыву. Самым надежным и верным другом героя оказы­вается полковник Тэлбот, который весьма успешно влияет на миро­воззрение и поведение Эдварда, полагая, что здравый смысл заставит его возвратиться в родные пенаты, просить прощения у царствующего короля, а главное—обрести себя. Уэверли принимает единственно правильное для себя решение и в разговоре с другом подчеркивает, что ему уже достаточно надоела воинская служба и его влечет семейное счастье и семейный очаг.