Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Английская литература - Вальтер Скотт

Вальтер Скотт
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Роб Рой сравнивается здесь с Робин Гудом, жившим, однако, не в XII веке, а в XVIII. Сходство подкрепляется несколько преувеличенной роман­тичностью образа. Роб Рой появляется неожиданно, действует часто через подставных лиц, у него есть свои осведомители и агенты, он неуловим и недоступен, из всякого безвыходного положения у него есть выход. Но, вместе с тем, в представлении характера Роб Роя есть много документально-убедительного. История его семьи и клана рас­сказана до конца. Его политические интриги, дружба с герцогом Аргайлом, своевременное вмешательство в дело Фрэнка, чудесное освобождение того и другого из-под стражи —все странным образом перемешано, так что читателю остается только верить, что страна Роб Роя действительно романтическая, что слуги могут играть второсте­пенную роль, быть прекрасно осведомленными о делах своих хозяев и высказывать самостоятельную точку зрения. В соборе Фрэнк слышит таинственные слова, предупреждающие его о том, что его жизнь в опасности. В романе подлинные исторические места — Глазго, знаме­нитый собор Манго, Хай-стрит и Старый колледж, около которого состоялась дуэль между Фрэнком и Рэшли, а замок Чиллингхэм послужил прототипом замка Осбалдистон-холл. Все это были места, хорошо знакомые Скотту, совершившему путешествие по Нортумбер­ленду летом 1791 г.

Диана Вернон — одна из самых романтических героинь Скотта, сравнимая по силе характера и чувства с героинями Шекспира. Сдер­жанная страсть к Фрэнку, ее ум, активность жизненной позиции, способность выносить тяжелые испытания и помогать в нужную минуту близким ей людям свидетельствуют о том, что она не голубая героиня «ромэнс», она действует, смело вмешивается в судебное раз­бирательство, связанное с ложным обвинением Фрэнка в краже, мужественно ведет себя в отношении опального отца, фигурирующего здесь тоже под разными именами.

Она обладает невероятной долей юмора, самокритики, сравнивает себя с Санчо Пансой, который так же одинок в Сьера Морене, как и она в этой странной семье Осбалдистонов. Очень незаметно пунктиром намечены события 1715 г.,— восстание в Шотландии в поддержку Стюарта, но зато полное и обстоятельное объяснение можно найти в предисловии, помещенном после романа. В большинстве романов Скотта предисловия выполняют роль экспозиции, в них рассказывается о политических конфликтах эпохи, главных конфликтующих силах, облике эпохи. Вот почему можно сказать, что роман Скотта опирается и на антикварный роман, и готический, и эпистолярный, нравоописательный, но каждый раз все эти компоненты представлены в разной последовательности и с разной степенью убедительности. Характер литературных аллюзий —

Библия, Спенсер, Шекспир, Милтон — бесспорно, говорит о романтических тенденциях в творчестве Скотта, иногда сильно подкрепленных еще и фольклорными источниками, старинными ма­нускриптами и преданиями. Скотт часто упоминает старинные веро­вания и предания, суеверия и обычаи, раскрывая их смысл и происхождение в глоссарии или в комментариях, вот почему истори­ческий роман Скотта опирается на документ, но документ рассказы­ваемый и передаваемый воображаемому собеседнику, а потом уже доверенный бумаге и издателю. Этим объясняется сопричастность читателя к событиям и лицам, изображаемым в романах. Чем дальше отходил Скотт от шотландской темы, тем более он углублялся в историю. «Айвенго» —это роман об Англии XII в., когда в полную силу разгорелась борьба между саксами и норманнами, политический и социальный конфликт, осложнены культурным противостоянием, противоборством двух языков, двух менталитетов. История Ричарда Львиное Сердце, вернувшегося в Англию из австрийского плена, чтобы вернуть себе королевство, является как бы продолжением его судьбы, обрисованной в «Талисмане»—будущем романе 1825 г.

Тот роман закончился пленением Ричарда, участника крестового похода. Но исторический персонаж представляет собой варианты освещения од­ного характера в двух интерпретациях — фольклорной («Айвенго») и реальной, исторической («Талисман»), причем именно последняя дает полное и объективное представление о характере Ричарда Львиное Сердце, о его воинственности, авантюрности, страсти к приключениям. Фольклорный образ короля соотносится и с фольклорным образом благородного разбойника Робин Гуда. Скотту помогло знание народ­ных баллад и преданий, легенд и народных поверий. Скотт неодно­кратно в своих романах возвращался к одному и тому же историческому лицу, как это случилось с Ричардом, как это случится и с Марией Стюарт в романах «Аббат» и «Монастырь». Но в последнем случае Мария Стюарт нарисована как бы в полный рост, даются не только ее личные качества, возбуждавшие симпатию и сочувствие шотландских патриотов, но и общединастические характеристики Стюартов, объяс­няющие их полную неспособность управлять страной.

В данном случае романтическая история пленницы Елизаветы, несчастной Марии Шотландской, опять спроецирована на структуру «ромэнс». Скотт был адвокатом, притом весьма уважаемым и ценимым, естественно, он хорошо разбирался в политике поддерживания законопорядка, не мог не пропагандировать в своих произведениях справедливость притязаний того или иного монарха. Он также рассматривал не очень отдаленные исторические события с позиций джентльмена — современника Ганноверской династии. Кровопролитные войны, как гражданские, так и за пределами Англии, не вызывали положительных эмоций у романиста. Английской революции посвящены два романа — «Вудсток» и «Пуритане». Герой-протагонист оказывается вопреки здра­вому смыслу и собственной воле втянутым в конфликт, который он видит как бы с позиций двух враждующих партий.