Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Французская литература - Виктор Гюго

Виктор Гюго
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Клод Ге — человек из народа, рабочий, наделенный умом, способностями, уважаемый своими товарищами по тюрьме, — отнюдь не пассивная жертва, выведенная Гюго в «Последнем дне приговоренного к смерти». Клод Ге способен сам решить свою судьбу и вынести приговор обществу в лице жестокого старшего надзирателя господина Д. Убийство надзирателя изображается не как преступление, а как акт справедливости, утвержденной заключенными коллективно. Поддерживаемый молчаливым согласием товарищей, Клод Ге утвердился в правоте своих мыслей, вынашиваемых в течение нескольких месяцев. Лишенный права быть человеком, честно работать, есть, жить, как все люди, иметь семью, а потом друга, Клод Ге, не находя защиты, выступил сам против несправедливости современного общества.

Творческий путь, который проделал Гюго в 20—40-е годы, показал,

как изменялся поэт, твердо занимая либеральные позиции как в политике, так и в литературе. Свое развитие он считал естественным и закономерным, объясняя это тем, что «ум всякого прогрессивного писателя должен походить на платан, кора которого обновляется по мере того, как увеличивается его рост». Свою накопленную энергию политического деятеля Гюго полностью реализовал в 1848—1851 годах, во время Февральской революции и правого переворота. Он — член республиканского парламента, отважно борется за республику, а после переворота покидает Францию (до революции 1870 года) и объявляет подлинную борьбу бонапартизму, тирании.

В 1852 г. был опубликован памфлет «Наполеон Малый», где разоблачается преступление Луи Наполеона Бонапарта, современного тирана, удушившего республику. Блистательный памфлет прогремел по всей Европе. В том же 1852 г. была завершена «История одного преступления» (опубликована в 1877 г.). В 1853 г. Гюго издает цикл политических стихов «Возмездие», естественное, по мнению автора, и необходимое дополнение к «Наполеону Малому». В семи частях сборника сатирических стихотворений с гневом и сарказмом чинит расправу поэт над узурпатором и его министрами, пародируя официальные заверения Луи Бонапарта, выдающего себя за спасителя общества, порядка, семьи, религии.

Стихи Гюго — это речи общественного обвинителя. В высказывании своего мнения поэт чрезвычайно изобретателен: он высмеивает ненавистные ему персонажи то в форме басни, то в балаганной песенке, то в резкой сатире. В то же время картины голода и нищеты, угнетения и насильственной смерти воссозданы поэтом необычно просто. Особое место в кругу самых разных тем «Возмездия» занимает народ. О его судьбе скорбит поэт («Полина Ролан», «Гимн ссыльных») и верит, что «великий и вечный», спящий в настоящее время «океан», «лев» пробудится («Тем, кто спит»). Именно на пробуждение народа надеется Гюго и связывает с ним мечту о прекрасном будущем.

«Возмездие» с энтузиазмом был принят читателями Франции (сборник ввозился в страну тайком) и на долгие годы превратился в знамя оппозиции. «Живые борются», — звал поэт, и актом борьбы была его поэзия.

Гюго продолжал изумлять и восхищать любителей поэзии и в 50—60-е годы. Сборник «Созерцания» (1856) — величайшее творение лирического гения, итог двадцати пяти лет творчества. Книга состоит из двух основных разделов: «Тогда» и «Теперь». «Созерцания» —«это, в сущности, все впечатления, все воспоминания, все события, все смутные призраки, радостные или скорбные, что хранятся в памяти,..» (из предисловия 1856 г.). «Созерцания» —книга о судьбе человека в тысячах ее проявлений, но не только, эта книга о судьбах всего человеческого общества. Оттого и встречается в сборнике исключительное многообразие чувств и лирических состояний: стихотворения, посвященные детским и юношеским воспоминаниям; трепетная любовная лирика; печальный цикл, посвященный безвременно погибшей Леопольдине, дочери поэта; философские раздумья о мире и судьбе человеческой, о величавой природе, обладательнице вечной истины. Мистические мотивы (а есть и они) сопрягаются с размышлениями на социальные темы. Характерна в этом отношении «Melancholia» (1838), написанная на тему знаменитой картины Дюрера, на которой изображен погруженный в невыразимую печаль размышляющий ангел. Причина грусти поэта — социальная несправедливость.

Многие струны своей неутомимой лиры затронул Гюго в «Созерцаниях», но ему хотелось изобразить «человечество в некоей циклической эпопее... во всех планах — историческом, легендарном, философском, религиозном, научном, сливающихся в одном грандиозном движении к свету...». Об этом заявлял поэт в предисловии к многотомной «Легенде веков» (1859, 1877, 1883 — годы издания трех книг). Оригинальность этой монументальной эпической фрески, состоящей из множества «малых» эпопей, заключается в том, что в ней соединились традиция собственно эпоса и традиция гуманистической философской лирики. Стремлением понять, «откуда идет человечество», проникнут весь цикл: в его поэзию входят эпические картины легендарного и исторического прошлого человечества, события давно минувших лет; он охватывает историю многих стран и народов. Но можно встретить в цикле стихов и жанровую сценку, пейзажную или портретную зарисовку, поэтическую сатиру. Великолепен живописный колорит: умело передается поэтом национальное своеобразие той или иной изображаемой эпохи. Художественный метод Гюго обогащается за счет тонкого сочетания фантастической детали и реалистической, метким наблюдением, мифотворчество — с конкретной образностью. Поэт свободно обращается и с легендой, помещая вымышленных героев в реальные условия, и с подлинной историей; изменяется облик известных легендарных героев, черты характеров дополняются, уточняются.

В «Легенде веков» Гюго ошеломляет глубиной мысли, покоряет необыкновенной осведомленностью, поражает мощью своего воображения и невиданным мастерством. В «Легенде веков» поэты могли извлечь для себя уроки на все случаи жизни, так как «главное чудо здесь — стих, французский стих, доведенный до непревзойденного совершенства» (Луи Арагон).

Почти одновременно с «Легендой веков» создавалось эстетическое эссе «Уильям Шекспир» (1864), обобщающее представления Гюго об искусстве, и в то же время являющееся данью уважению писателю, сыгравшему огромную роль на пути становления Гюго к романтизму. Книга эта как бы подводит итог творческому кредо писателя, окончательно сложившемуся в годы изгнания. Гюго остается защитником демократических свобод. Борясь за литературу общественно значимую, Гюго высказывается против эстетики «чистого искусства», так как первая и основная заповедь его как поэта — «работать для народа», черпать вдохновение свое в народе.