Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Французская литература - Виктор Гюго

Виктор Гюго
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Но жизнь разбивает иллюзии Гюго, считавшего, что примеры гуманности и любви способны уничтожать социальное зло. Революция 1848 г. и государственный переворот Луи Бонапарта, уничтоживший буржуазную республику, изменили политические взгляды Гюго, что привело его к оправданию революционного насилия, правда, только против монархии за республику. Поэтому в процессе переработки «Отверженных» в 50—60-е годы Гюго добавил в роман главы, которые сочувственно изображают республиканское восстание 1832 г. в Париже. В результате этого на страницах романа появляется еще один идеальный герой, пламенный вдохновитель восстания, Анжольрас, которому писатель отводит особую роль. Образ Анжольраса, в котором воплотились гуманистическая мечта и суровая непреклонность, способность сострадания и непримиримость к врагу, разбивает иллюзорное представление Гюго о том, что доброта и следование высоким нравственным поступкам могут преобразовать мир. Таким образом, в романе создается непримиримое противоречие между самоотречением и смирением революционной борьбы и даже возмездия. Автор приводит на баррикаду, где героически сражаются Анжольрас со своими друзьями-републиканцами из общества «Друзей азбуки» и рабочими-блузниками, Жана Вальжана, который, сочувствуя делу революции, не стреляет, а только помогает сражающимся, пламенно веря в то, что лишь добром и милосердием можно воздействовать на человека. И в этом весь Жан Вальжан, оставшийся верным до конца своей жизни нравственным идеями епископа. При этом Гюго, осознав после событий 1848-—1852 гг., что само милосердие бессильно освободить народы от гнета и насилия, сводит епископа Мириэля со старым революционером, бывшим членом Конвента, и их моральный поединок приводит к тому, что оба они оказываются союзниками: объединило же их бескорыстие и желание служить человечеству. Гюго сам не мог решить, что важнее — отвлеченная идея гуманности или активная борьба. Этот вопрос будет волновать писателя до конца жизни. А пока он нарисовал народное сражение с истинно романтическим пафосом.

Вслед за «Отверженными» Гюго создает роман о рыбаках Гернси, острова, где он жил в изгнании. В предисловии к «Труженикам моря» (1866) Гюго предлагает рассматривать этот роман как заключительную книгу трилогии, куда входят «Собор Парижской Богоматери» и «Отверженные». Обозначена и объединяющая идея триптиха: борьба человека с роковыми ему силами (вновь, как некогда в «Соборе Парижской Богоматери», в предисловии к новому роману появляется слово «ананке», что означает «рок»). В «Соборе Парижской Богоматери» речь шла об «ананке» религиозных догматов, в «Отверженных» — «ананке» социального зла, в этом романе — «ананке слепой матери», т.е. природы. Итак, основное в «Тружениках моря» — показать человека в борьбе со стихийными силами природы. Кульминационный пункт романа—это схватка главного героя, простого рыбака, Жильята, с океаном. Жильят совершает подвиг, обнаруживая исключительную силу, ловкость, находчивость, сметку человека-труженика. В его образе Гюго прославляет труд-творчество, труд-подвиг, в безродном рыбаке он видит титана Прометея из героических преданий древних греков. Под стать рыбаку Жильяту и та романтическая природа, которая его окружает. Писатель одушевляет морскую стихию, наделяя волны, скалы и ветры человеческим характером. Поэтому Жильят обращается к силам природы как к живым людям, своим противникам. Но не только в поединке с чудовищным спрутом герой проявляет мужество и самообладание. Совершив свой подвиг ради любимой девушки, Жильят узнает, что она любит другого. Он жертвует собой, устроив ее брак с молодым пастором Эбенезором, и добровольно уходит из жизни.

Гюго привлекает величие души Жильята, который своим вторым поступком все более возвышается в нравственном отношении над миром мещанского благополучия. Хотя социальное окружение героя является второстепенным по отношении к главной теме, но и в этом романе Гюго является обличителем буржуазного общества. В кратком разговоре Жакмена Эрода с Летьери писатель обличает ненавистные ему политические принципы: монархический деспотизм, рабство, правосудие, символом которого является виселица, религиозный фанатизм и в то же время торгашеский дух современной религии. Гюго дает обобщенную характеристику человека буржуазного общества как в авторском рассуждении о лицемерии (часть II, глава «Глубь бездны освещена»), так и в образах Клюбена и Рантена, компаньонах Летьери, которых жажда наживы превращает в грабителей и убийц.

Еще один роман «Человек, который смеется» (1869) отразил тот опыт, который вынес Гюго, поселившись на островах Ламаншского архипелага Джерси и Гернси, принадлежащих Англии. На первых порах Гюго полагал, что он нашел страну свободы, но действительность показала обратное. Именно в Англии он столкнулся с тиранией предрассудков сословных привилегий. Поэтому, несмотря на то, что действие «Человека, который смеется» обращено к прошлому Англии, XVIII в., писатель зачастую дает понять, что речь идет именно о современной ему действительности.

Историческому по жанру роману «Человек, который смеется» присуща значительная социальная острота и актуальность. Композиционное построение романа таково, что уже с первых страниц социальные контрасты рисуют непомерно мрачную картину Англии: перечисляются богатства, привилегии, доходы, титулы английского дворянства и наряду с этим рассказывается о торговле людьми и о жестокой деятельности компрачикосов, о суровых законах, направленных против бедноты, о варварстве английского судопроизводства.

Во второй части романа изображается аристократическая Англия начала XVIII в., которой противостоят главные герои: Гуинплен, сын республиканца-изгнанника, обезображенный по приказу короля; Дея, дочь нищенки, ослепшая во младенчестве, и Урсус, бродячий скоморох, бедняк. Два мира резко противопоставлены в романе. Это достигается при помощи контрастных характеристик героев (Гуинплен —лорд Дэвид, Дея —леди Джозиана); чередования глав («Урсус» —«Компрачикосы»); язвительные замечания философа и фокусника Урсуса и печальные мысли Гуинплена, который наблюдал «душераздирающую картину всеобщих бедствий», жаждал помочь всем обездоленным. Все эти противопоставления придают еще более ужасающий характер тому социальному фону, на котором протекает действие романа.