Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Французская литература - Виктор Гюго

Виктор Гюго
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Великий французский писатель Виктор Гюго (1802-1885) сыграл огромную роль в развитии литературы и общественного движения Франции XIX ст. За свою долгую жизнь Гюго проявил себя в самых различных жанрах. Он был выдающимся поэтом, великолепным прозаиком, блестящим драматургом, пламенным оратором и страстным публицистом.

Его творческий путь "был полон триумфальных успехов, литературных побед и мировой славы: в 15 лет он получил известность как талантливый поэт, в 25 лет стал лидером целого литературного течения - романтизма, на пятидесятом году бросил вызов самому президенту Франции и к старости превратился в кумира для миллионов читателей".

Виктор Гюго родился, когда "веку было два года", и "покинул этот мир лишь на закате столетия". Он "был свидетелем трех революций, на его глазах рухнули две империи, сменились два королевства, в муках социальных потрясений родилась и три года спустя погибла молодая республика, возродившаяся во Франции лишь через двадцать лет. Его современниками - друзьями и соперниками - были великие мастера французской литературы Оноре де Бальзак, Жорж Санд, Александр Дюма, Проспер Мериме... и многие другие. Но даже среди этих гигантов гений Виктора Гюго, помноженный на трудолюбие, выделялся поистине вулканической неисчерпаемостью: он написал так много, что полное собрание его сочинений насчитывает сегодня около 90 томов".

Родился Виктор Гюго в Безансоне. Его отец, Леопольд Гюго, выходец из среды простого народа, начал свою карьеру солдатом, дослужился до чина полковника, а затем, уже при Наполеоне, стал бригадным генералом. Но семейная жизнь Леопольда Гюго оказалась не очень благополучной, и через некоторое время он разошелся с женой. Начиная с девятилетнего возраста Виктор остался с матерью, которая, будучи убежденной монархисткой, воспитывала своего сына в духе приверженности королевской династии Бурбонов.

В ранней юности у Гюго проявились литературные способности, он был твердо уверен в своем призвании и всю дальнейшую жизнь следовал избранному пути.

В 1822 г. Гюго опубликовал свой первый поэтический сборник "Оды и различные стихотворения", который он впоследствии неоднократно переиздавал, пополняя новыми стихами. В них отразились ранние политические взгляды поэта, связанные с его монархическими идеями и религиозными верованиями. Однако к концу 20-х гг., в обстановке общественного подъема, предшествовавшего Июльской революции, Гюго сумел преодолеть юношеские заблуждения и нашел свое место среди защитников демократии.

Писатель принимает активное участие в литературной борьбе, получившей название "битва романтиков". Эта борьба началась еще на страницах журнала "Глобус", с которым он был связан. Романтики, в рядах которых находился Гюго, резко выступили против эпигонов классицизма, отстаивавших, следуя традициям своих предшественников, необходимость соблюдения теоретических принципов, совершенно неприемлемых для Гюго и его сторонников.

Именно Гюго нанес основной удар по обветшалому зданию классицизма, опубликовав свое знаменитое предисловие к драме "Кромвель" (1827), сыгравшее в истории французской литературы роль манифеста романтизма. Этот манифест представлял собой, с одной стороны, формулировку общих эстетических принципов нового романтического направления, а с другой - был направлен против эстетики классицистов.

Автор предисловия был настроен очень решительно и воинственно. "Ударим молотом по теориям, поэтикам и системам,- заявил Гюго - Собьем старую штукатурку, скрывающую фасад искусства! Нет ни правил, ни образцов; или, вернее, нет иных правил, кроме общих законов природы, господствующих над всем искусством, и частных законов для каждого произведения, вытекающих из требований, присущих каждому сюжету".

Гюго различал в истории человечества три главные эпохи и три соответствующих им жанра творчества. Первая - первобытная эпоха, для которой была характерна лирическая поэзия. Вторая - античный мир, или классическая эпоха, когда развивалась эпическая поэзия.

И наконец, в эпоху нового времени происходит расцвет драматической поэзии.

В предисловии Гюго резко критиковал современных ему эпигонов классицизма, слепо следовавших обветшалым канонам, изложенным еще Буало в его трактате "Поэтическое искусство". Свои новые эстетические воззрения Гюго изложил в знаменитых пяти принципах романтизма.

Первый принцип заключался в требовании Гюго соединять в пределах одной драмы возвышенное с низменным, прекрасное с безобразным, трагическое с комическим. Как известно, классицисты отделяли "высокий" жанр от "низкого". "Мы подошли к вершине поэзии нового времени,- писал Гюго.- Шекспир - это драма; а драма, сплавляющая в одном дыхании гротескное и возвышенное, ужасное и шутовское, трагедию и комедию,- такая драма является созданием, типичным для третьей эпохи поэзии, для современной литературы".

Своим вторым принципом автор предисловия отвергал единство места и времени, но сохранял единство действия, которое, как он считает, не противоречит правде жизни. Действие, искусственно ограниченное двадцатью четырьмя часами, полагает Гюго, столь же нелепо, как и действие, ограниченное прихожей, это так же несуразно и смешно, как смешон будет сапожник, который хотел бы примерить один и тот же башмак на все ноги.

Своим третьим принципом Гюго утверждал, что художнику необходимо предоставить творческую свободу, законом для него должны быть не сковывающие его фантазию безжизненные теории классицизма, а природа, истина и вдохновение.