Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Французская литература - Виктор Гюго

Виктор Гюго
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Однажды Жана Вальжана приютил и спас от ареста епископ Мириэль. С этого момента Жан Вальжан перерождается. Став впоследствии богатым человеком, он помогает фабричной работнице Фантине и ее дочери Козетте.

Значение романа не ограничивается идеей социального милосердия. Его замысел значительно шире. С большой любовью рисует писатель образы угнетенных людей. Им противопоставлены полицейский сыщик Жавер и жестокий трактирщик Тенардье.

Особое место в творчестве Гюго занимает роман "Девяносто третий год" (1874). В основу этого произведения положены события, происшедшие в 1793 г. в провинции Вандея, связанные с контрреволюционным восстанием, поднятым французскими аристократами среди отсталых крестьян этой провинции. Мятеж возглавлял маркиз де Лантенак. По решению якобинского Конвента в Вандею для подавления мятежа был послан батальон, которым командовали республиканец Симурден и молодой командир Говен. Говен захватывает в плен врага революции маркиза де Лантенака, но затем отпускает его па свободу, потому что он спас во время пожара маленьких детей.

Симурден, фанатически преданный революции, приговаривает Говена к смерти за то, что тот пощадил Лантенака. Сам Говен признает свою вину. Но в тот самый момент, как свершилась казнь Говена, раздался пистолетный выстрел - Симурден покончил жизнь самоубийством.

Роман "Девяносто третий год" был закончен вскоре после падения Парижской коммуны. Хотя писатель не понял исторического значения Коммуны, тем не менее мучительные размышления о ней и ее уроках отразились в этом его последнем сочинении. Герои романа Симурден и Говен олицетворяют два полюса справедливости. Первый из них представляет "республику мечей", другой - "республику милосердия".

Но своему характеру Говен сродни предыдущим героям Гюго - Эсмеральде и Жану Вальжану, для которых главным в жизни было милосердие к людям.

Однако при всем своем сочувствии к Говену автор вынужден признать закономерность его казни. Трагические события Парижской коммуны и массовые казни коммунаров заставили Гюго задуматься о значении милосердия. Но и взглядов Симурдена автор не разделяет. Кто из них прав - Симурден или Говен? Прямого ответа Гюго не дает.

В обстановке готовившейся Июльской революции 1830 г. Гюго написал драмы "Марион Делорм" (1829) и "Эрнани" (1830). Последующие драматические произведения создавались им уже в период июльской буржуазной монархии - "Король забавляется" (1832), "Мария Тюдор" (1833), "Рюи Блаз" (1838).

В предисловии к драме "Кромвель" автор отстаивал принцип контраста, который он использовал и в своих романах. Добрые персонажи противопоставлены злым, благородные находятся в конфликте с нечестными. Важно отметить, что положительными героями его пьес являются люди из народа. Таковы, например, в драме "Марион Делорм" безродный Дидье и куртизанка Марион, в пьесе "Король забавляется" - шут Трибуле, в драматическом произведении "Мария Тюдор" - слесарь Жильбер, в драме "Рюи Блаз" - лакей Рюи Блаз.

В драме "Марион Делорм" описывается Франция XVII в., когда на французском престоле восседал король Людовик XIII, а фактически правил страной всесильный кардинал Ришелье. В этой пьесе Гюго впервые рисует отрицательныи оораз короля, что свидетельствует о его антимонархических взглядах. Дело здесь не только в том, что он в самом непривлекательном свете представил слабовольного и бесхарактерного короля Людовика XIII, а и в том, что в пьесе Людовик имеет много общего с правящим монархом XVII в. Карлом X. Это и явилось поводом для запрещения постановки драмы. Важно отметить, что в пьесе "Марион Делорм" затрагивается и тема отверженных. Главные ее герои Дидье и Марион отвергнуты аристократическим обществом.

Действие пьесы "Эрнани" происходит в Испании. В ней противопоставлены разбойник и король, причем все. симпатии автора на стороне первого. Это обстоятельство вызвало негодование сторонников классицизма, которые приняли все меры, чтобы драма не увидела света рампы. Пьеса вызвала жестокую полемику между романтиками и классицистами. Но в конце концов Гюго добился ее постановки.

В годы июльской монархии реакция против новых пьес Гюго усиливается. Газеты называют его "чемпионом порока", "хроникером греха", выдвигают лозунг - "Закройте театр для спасения искусства". В такой обстановке становится понятной печальная судьба, постигшая драму Гюго "Король забавляется". Эта пьеса была написана в 1832 г., в дни республиканского восстания в Париже.

В драме "Король забавляется" Гюго рисует короля Франциска I и его двор. Автор показывает развращенность монарха и его приближенных. Порочному королю, погруженному в наслаждения, незнаком голос совести. Франциску I Гюго противопоставляет образ человека из народа - шута Трибуле, который хочет отомстить королю за то, что он обесчестил его дочь.

Сюжет пьесы был положен в основу либретто известной оперы Верди "Риголетто", которая после первого представления 22 ноября 1832 г. была снята правительством Луи-Филиппа как "оскорбительная для нравственности".

В пьесе "Рюи Блаз" Гюго рисует в положительном плане лакея, который, став премьер-министром, разоблачает титулованных мошенников. Социальная направленность пьесы несколько снижается мелодраматическим сюжетом (любовь Рюи Блаза к королеве), идеализацией образа испанской королевы и романтической гибелью героя, отдающего свою жизнь за ее честь.