Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Французская литература - Жорж Санд

Жорж Санд
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Жорж Санд (1804—1876), псевдоним Авроры Дюпен, в замужестве Дюдеван, считала, что «невозможно стать поэтом или художником без того, чтобы не быть эхом человечества». И она стала этим «звонким эхом», зачастую опережавшим свой век. Много в биографии этой великой женщины необычного: к ее рождению имеют отношение два различных класса (она была дочерью дворянина, офицера наполеоновской армии, и парижской мещанки), получив аристократическое образование, основу которого составляли как рационализм XVIII в., так и романтизм XIX, Ж. Санд всегда возмущалась испорченностью господствующего класса, возлагая надежды на добродетели, присущие народу. Себя Ж. Санд считала демократкой и любила напомнить об этом: «Я принадлежу к народу как по крови, так и по сердцу». Владелица замка в Беррийской провинции, она считала своим долгом помогать пролетарским поэтам (ткачу Магю, булочнику Ребулю, парикмахеру Жасмену, Шарло Понси, каменщику из Тулона).

Со свойственной романтическим натурам страстью Ж. Савд любила свободу: она была вскормлена идеями 1789 г., 1830 год ее сформировал как писательницу и политического деятеля, революцию 1848 г. она готовила сама. В 40-е годы она издавала журнал социалистического направления «Независимое обозрение», затем оппозиционную газету «Эндрский просветитель»; играя вожную роль в революционном правительстве 1848 г., Ж. Санд была редактором «Бюллетеня революции», охотно называла себя социалисткой и коммунисткой. Идеалом Ж. Санд был социализм, который должен наступить в результате мирной революции. Она была против насильственного захвата власти, господства одной партии, террора, но когда речь заходила о том, по какую сторону баррикад она должна находиться, Ж. Санд, не колеблясь, присоединялась к народу.

Писательница была глубоко убеждена, что общественный идеал дстижим только в союзе с простым народом. Поэтому так много труда и вдохновения она отдавала реабилитации и прославлению рабочих и крестьян. Ж. Санд, устремленная к свободе, прогрессу, боролась и за освобождение женщины, за ее право распоряжаться своими чувствами и своим телом. Всей своей жизнью она доказала возможность женского освобождения через самостоятельный труд и, следовательно, материальную независимость. Таким образом, многие идеи, за которые сражались современники Ж. Санд: всеобщее избирательное право, просвещение народа, гражданское равенство женщин — принадлежат именно ей, писательнице, трибуну, проповеднику, просветителю. Ж. Санд жила насыщенной литературной жизнью с тех пор, как ала профессиональным литератором: с 1830 г. она—сотрудник газеты «Фигаро». Ничто не могло ей помешать ежедневно сочинять обязательные двадцать страниц текста. Оттого так огромно ее литературное наследие: она создала более 100 романов и повестей, 18 драм, множество публицистических статей, многотомную автобиографию, оставила более 18 тысяч писем. Будучи борцом по природе, уже в первом самостоятельном романе «Индиана» (1832) Ж. Санд выступила против института буржуазного брака, основанного на корысти и угнетении, за независимость женщин. Писательница мечтала о счастье женщины в браке.

В центре повествования «Индианы» —личная драма молодой женщины, романтический бунт которой направлен против подавления личности. Ее трагедия в том, что «она не любила мужа, потому что ее заставляли его любить, й ее сознательная борьба против любого морального принуждения стала ее второй природой, принципом поведения, залогом счастья...».

Ее трагедия возрастает пропорционально тому страстному чувству, которое она испытывает к Раймону де Рамьеру, человеку скорее чувствительному и тщеславному, чем влюбленному. Любовь Индианы терпит крах, так как возлюбленный отворачивается от нее, узнав, что она покинула дом мужа. Спасение приходит от благородного Ральфа Брауна, уже давно и самоотверженно ее любящего. «Индиана» — роман романтический. Романтическое начало воплощено в нескольких образах, Индиане, ее служанке и наперснице Нун, Ральфе. Только романтические герои в романе способны проявлять непосредственные чувства, они — искренни, ревнивы до безумия, горды непомерно, чувствительны и легко ранимы, обуреваемы «роковой» страстью. В Ральфе можно обнаружить черты «лишнего человека», разочарованной личности, жизнь которой окружена ореолом таинственности, «роковой» тайной. И рядом с такими романтическими натурами — полковник Дельмар, муж Индианы, консерватор и враг всего нового; Раймон де Рамьер, блистательный, но эгоистичный, легко меняющий свои принципы и убеждения. Таким образом, миру романтическому противостоит мир корысти, пошлости, ханжества, т.е. реальная та действительность, та социальная среда, которая была характерна для Франции конца 20-х годов.

На эту особенность романа обратил внимание один из первых его читателей — Анри де Латуш, покровитель и учитель Ж. Санд, обвинив писательницу в «подражании Бальзаку». Такая реакция читателя-современника, да еще и профессионального литератора, понятна: ведь эстетические убеждения Ж. Санд только начинали складываться. Она и сама не отрицала влияния Бальзака, как впрочем, Шатобриана и Байрона, а также любимых ею писателей XVIII в. — Руссо и Гёте.