Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Французская литература - Жорж Санд

Жорж Санд
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Что великого мы совершили, чтобы считать окружающих нас людей столь ничтожными и избегать даже следов их ног?.. Вместо того чтобы искать вокруг себя простые души и честные умы, мы начинаем ненавидеть род человеческий, мы становимся гордецами!» —восклицала ученица Пьера Перу1 Ж. Са:тд, поверившая в его отождествление материи и духа. Это была та отправная точка, которая углубила психологизм романов Ж. Санд, углубила ее общественно-политические взгляды. С этих новых позиций был обличен писательницей и Орас, герой одноименного романа. Черты этого героя узнаваемы: Раймон («Индиана»), Бенедикт («Валентина»), Стенио («Лелия»), Жак и Октав («Жак») похожи на Ораса. И тем не менее это герой нового типа, так как он порожден буржуазной средой. Орас — честолюбив, мечтает о политической карьере и жаждет выдвинуться любой ценой. Будучи студентом юридического факультета, он не посетил ни одной лекции, распродав книги по юриспруденции. Праздность, позирование — его любимые занятия. Не умея трудиться, он презирает труд. Достаточно вспомнить занятия Ораса литературным трудом: далее одной страницы или просто названия дело у него не двигалось. Но при этом он любил красиво одеваться, посещать театры и рестораны. Помимо того, что Ораса содержали родители, его снабжали деньгами Теофиль, Ларавиньер, наконец, Марта, которая должна была его кормить. Впоследствии Орас стал жить за счет своего «друга», де Мерана, богатого дворянина, который «просто так» дает ему крупную сумму для поездки в Италию. Не имея ни принципов, ни морали, Орас следовал следующему тезису: «Все средства хороши, если приводят к цели».

И в дружбе, и в личной жизни Орас больше всего занят собой. Завоевав любовь простой женщины из народа, прекрасной Марты, он бросает ее, как только узнает о ее беременности. Проникнув с помощью Теофиля в высшее общество, Орас играет «в любовь» с виконтессой де Шайи. В силу своего ума и красноречия Орас необычайно увлекает, по словам Герцена, только для того, «чтобы предать». предает он всех подряд: Марту, Теофиля, республиканцев-демократов, своих же родителей, наконец.

Стремление к всестороннему раскрытию образа Ораса потребовало от Ж. Санд включения прямых его антиподов — Поля Арсена и Жана Ларавиньера. В сознании писательницы Поль Арсен — символ народа. «Это был как бы сам народ, воплощенный в одном человеке», народ самоотверженный в своей республиканской страстности, народ трудолюбивый, бодрый, талантливый. Политическая позиция Арсена в романе четко определена: он — участник революции 1830 г., республиканского восстания 1832 г., для него все ясно с самого начала, с кем бороться и против кого. Беспредельны его человеческие качества: он жертвует всем, даже своим любимым делом, во имя любви к Марте. Образ Жана Ларавиньера, друга Арсена, предводителя бузенготов (студентов-республиканцев), создан писательницей как некий символ. Его «горячая голова вмещала единственную идею — идею революции» — в этом весь Ларавиньер. Оба героя связаны с революцией, а значит, и с будущим Франции. Вспомним пламенные слова Ларавиньера: «Народ страдает, и долг чести всякого, кто ему предан»,—способствовать «свержению существующего порядка».

Пафос романа направлен в защиту «пролетариев» и против буржуазных собственников, разжиревших лавочников (их символом в романе стал г-н Пуассон), развращенных дворян (виконтесса де Шайи и маркиз де Берн). Тепло пишет Ж. Санд о Марте, Эжени, простых труженицах. Если в Марте еще можно узнать романтических героинь типа Индианы, с той лишь разницей, что Марта не благородного происхождения, то сенсимонистка Эжени — новый тип женщины в творчестве Ж. Санд и в ее отношении к браку, и в ее отношении к труду. Эжени играет особую роль в романе, она как бы иллюстрирует новую форму брака и труда (ей принадлежит идея создать швейный фаланстер).

«Орас» — удача писательницы и в плане воссоздания жизни Парижа начала 30-х годов: разговоры о только что отгремевших революционных боях июльских дней, и споры героев о только что вышедшем романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», о постановке в «Одеон» драмы А. Дюма-отца, и участие героев в деятельности тайного общества «Друзья народа» и в сражении у монастыря Сен-Мерри. Интересны топографические зарисовки Парижа, описания интерьеров, внимание к костюмам того времени; достоверность событий подтверждает хронологическая точность времени действия романа, введение многих реальных событий и даже исторических лиц того времени. Обилие правдивых деталей говорит об эволюции творческого метода Ж. Санд в сторону реалистического восприятия действительности. Роман «Консуэло» был популярен не менее, чем «Орас». Роман писался в кругу друзей Ж. Санд: утонченного и лиричного Шопена, романтического Берлиоза, вдохновенного и драматичного Листа, всецело преданной искусству Полины Виардо.