Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Французская литература - Жорж Санд

Жорж Санд
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Это определило одну из задач романа: показать социальное лицо искусства, в данном случае музыки.

С музыкой связаны многие герои романа, но носителями подлинного искусства являются Консуэло, Гайдн, Альберт фон Рудольштадг. Консуэло — представительница народа, впитавшая в себя все богатство народной музыки. Знакома она с классической и церковной музыкой, которую ей преподавал Порпора, а впоследствии героиня становится певицей различных оперных театров, исполнительницей светской музыки. Замечательное знание музыки дает право Консуэло ценить в ней основное — простоту, поэтому так растроганно слушает она чешские народные мелодии в исполнении графа Альберта, считая их «плодом не науки и размышлений, а вдохновения». Ж. Санд, знавшая многих актрис своего времени и дружившая с некоторыми из них, смогла объяснить в романе, что значит жреческое отношение к искусству. Конечно же, это — Консуэло поющая. Простенькая, непривлекательная внешне, Консуэло превращалась в красавицу во время пения, а «вокруг ее высокого лба реяло небесное сияние». Она самоотверженно отдается служению искусству, не требуя от искусства ни славы, ни денег, ни аплодисментов. Другие персонажи относятся к искусству иначе: граф Дзустиньяни в своем театре «подает музыку совершенно так же, как фазанов за своим столом», Андзолето ищет славы и денег, эксплуатируя свои природные вокальные данные. Корилла не менее беспринципна в стремлении к славе, тщеславие ее не знает границ. Поэтому только Консуэло смогла достигнуть высшей цели в своем искусстве: возбуждать у слушателей высокие чувства, утешать и вести их вперед.

Особая линия романа связана со сложным и противоречивым образом Альберта фон Рудольштадта, характерным для творчества Ж. Санд (например, Теофиль из «Ораса», аристократ по происхождению, врач по профессии, человек, лишенный дворянских предрассудков, ратующий за равенство), порывающим со своей средой, отказывающимся от всех титулов и богатства и уходящим к народу. С графом Альбертом связана и политическая линия дилогии. Тема борьбы народных масс против монархической власти раскрывается показом борьбы гуситов и их продолжателей — «невидимых» и завершается предвидением революции 1789 г. Писательница выступает здесь с антимонархических позиций, «срывая ореол с монархов», обличает католическую церковь (демократ граф Альберт «ненавидел пап, ополчившихся в союзе с королем на спокойствие и благо народа»); прославляет республику, видя в гуситах борцов за свободу родины, «предшественников французской революции». В конце романа говорится о будущей революции, видимо потому, что Ж. Санд ощутила зыбкость и утопизм политических позиций «невидимых», невозможность свершения революции мирным путем.

Но писательница не могла не мечтать о лучшем будущем, и ее пророческие мечты нашли место в социально-утопических романах 40-х годов: «Мельник из Анжибо» (1844) и «Грех господина Антуана» (1845). Сюжеты романов были взяты Ж. Санд из современной действительности. С одной стороны, это зарисовка нравов буржуа средней руки современной Франции, а с другой—утопическая программа автора о переустройстве общества, достигаемом путем союза народа с лучшими представителями высших сословий, добровольно отказывающимися от своих привилегий и богатств.

Ж. Санд приходится идеализировать положительных героев романов, заодно идеализируя ту действительность, где расцветает буржуазное предпринимательство, деньги и порождаемая ими безнравственность, извращающая человеческие натуры. Чтобы утопические планы соответствовали реальной действительности, Ж. Санд сочиняет образ благородного маркиза, который награждает бескорыстно любящих героев романа наследством в четыре миллиона, завещая им создание коммуны будущего. Роман заканчивается поистине, как в сказке: собственники добровольно отказываются от собственности и сословных привилегий, торжествует добровольный союз и согласие между классами.

Ж. Санд призывает верить в свою мечту в тот момент, когда во Франции накануне революции 1848 г. чрезвычайно обострились социальные противоречия. Хотя результаты революции свидетельствовали о невозможности достижения идеалов Ж. Санд, она оставалась по-прежнему убежденной в том, что будущее принадлежит народу. Это сказалось при создании произведений, идеализирующих патриархальную крестьянскую жизнь, рисующих деревенскую идиллию в «сельских» повестях («Чёртова лужа», 1846; «Франсуа-найденыш», 1847; «Маленькая Фадетта», 1848). После 1848 г. Ж. Санд отошла от социального романа, а в 50—70-е годы она создала ряд романов, которые уводят читателя в камерный мир интимной жизни, где звучат нотки примирения с действительностью. И все же последние романы не могут ослабить силу всего творчества Жорж Санд. Душа ее всегда развивалась вместе с событиями. Творчество Ж. Санд связано с XIX в., с его политической и социальной историей.