Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Французская литература - Жорж Санд

Жорж Санд
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В истории французского романтизма значительное место принадлежит известной писательнице Жорж Санд (настоящее имя - Аврора Дюдеван, 1809-1876), которая дебютировала в начале 30-х гг. романом "Индиана" (если не считать изданного с Жюлем Сандо романа "Роз и Бланш").

В основе многих написанных ею книг лежит идея о примате чувств в жизни людей. Еще в юности будущая писательница увлекалась сочинениями Руссо. Мысли этого французского просветителя о самоценности чувств нашли свое отражение в ее романе "Индиана" (1832) и в других произведениях, в которых она выступает как "мужественная защитница прав женщин" (Ф. Энгельс).

Роман "Индиана", принесший широкую известность Жорж Санд и предопределивший ее дальнейший творческий путь, был посвящен теме женской эмансипации. Проблемы брака, положение женщин в буржуазном обществе - вот темы, которые писательница рассматривает и в последующих романах "Валентина" (1832), "Лелия" (1833), "Жак" (1834) и др.

Эти интимно-психологические романы явились своеобразной реакцией на бытовавшие в то время исторические и приключенческие произведения. В них Жорж Санд выступает как тонкий знаток женской души. Ее героини не желают подчиняться условностям общества, в котором они живут, они признают лишь "голос сердца". Отсюда их бунт против пут буржуазного брака, они отстаивают свою потребность в любви и протестуют против всякой социальной узурпации.

Восторженно отозвался Бальзак о романе "Индиана": "Эта книга, - писал он,- реакция правды против фантастики нашего времени, против средневековья, интимной драмы против необычности модных происшествий, простой современности против преувеличений исторического жанра... Я не знаю ничего написанного проще, задуманного тоньше. События следуют чередой, теснятся безыскусственно, как в жизни, где все сталкивается, где случай нередко нагромождает больше трагедий, чем мог бы создать Шекспир".

Тему эмансипации женщин Жорж Санд продолжает развивать в романе "Валентина". Героиня этого произведения Валентина, так же как и Индиана, вышла замуж за нелюбимого человека. Свою ненависть к нелюбимому мужу она переносит на все аристократическое общество, лживое и лицемерное, в котором она буквально задыхается. Ей больше по душе люди незнатного рода. Свой идеал Валентина находит в Бенедикте - человеке низкого происхождения.

Несколько в ином плане написан роман "Лелия". Все внимание писательницы сосредоточено здесь на описании духовной жизни Лелии, которая, как и героини предыдущих произведений, разочарована в жизни. Однако ее индивидуалистический бунт носит абстрактный характер. Действие романа происходит не в конкретной обстановке, нет здесь конкретного сюжета и конкретного действия. Лелия совершенно не похожа на предыдущих героинь Жорж Санд. В юные годы писательница увлекалась поэмами Байрона, и не случайно критики сравнивают ее Лелию с гордыми и одинокими героями английского поэта.

Героиня романа "Жак" Фернанда кажется счастливой в семейной жизни. Она боготворит своего супруга, который предоставляет ей полную свободу и не ограничивает ее ни в чем. Ничто, казалось, не может нарушить их счастливую жизнь. Но все это рухнуло, когда Фернанда встретила Октава. Жак кончает жизнь самоубийством, чтобы дать возможность Фернанде соединиться с человеком, которого она так горячо полюбила.

Бальзак с присущей ему иронией в письме к Ганской так выразил свое отношение к роману "Жак": "Последний роман госпожи Дюдеван,- это совет мужьям, притесняющим жен, убивать себя, чтобы вернуть им свободу".

В 1836 г. появляется следующий роман французской писательницы - "Мопра". Действие его происходит накануне Великой французской революции. Мрачный замок Рош-Мопра возвышается над всей округой как символ феодального произвола и насилия.

Молодой Бернар Мопра не придерживается никаких моральных принципов. Он - эгоист, признающий лишь право сильного, готовый пойти на любое насилие. Но вот он влюбляется в Эдмею и под ее влиянием нравственно перерождается. Эдмея необычайная женщина: она прекрасна и внешне, и внутренне, человек духовно богатый и всесторонне развитый. Если героиня первого романа Жорж Санд Индиана ограничивает свою жизнь семейным кругом и смысл своего существования видит лишь в личном счастье, то сфера интересов и увлечений Эдмеи значительно шире. Она помогает другим людям, много читает, увлекается философией. Она обладает и добрым сердцем, и глубоким умом, желает счастья не только себе, но и другим людям.

Под влиянием Эдмеи Бернар отказывается от феодальных предрассудков, принимает участие в войне американских колоний за независимость. Из эгоиста Бернар превращается в человека, который способен ради любимой женщины пожертвовать всем. Именно такой человек стал достоин любви и уважения Эдмеи.

Роман "Мопра" явился переходным произведением, в котором наметились новые черты творческой и идейной эволюции Жорж Санд. Под влиянием общественной обстановки, возникшей во Франции в 40-х гг., писательница создает романы, в которых рассматривает социальные проблемы. "...Место королей и принцев,- пишет Энгельс,- которые прежде являлись героями подобных произведений, в настоящее время начинает занимать бедняк, презираемый класс, чья жизнь и судьба, радости и страдания составляют содержание романов... это новое направление среди писателей, к которому принадлежат Жорж Санд, Эжен Сю и Боз (Диккенс.- Н. Л.), является, несомненно, знамением времени".

В это время Жорж Санд увлеклась идеями утопического социализма. Несомненное влияние на нее оказал Пьер Леру, последователь учения Сен-Симона. Вместе с Леру писательница принимает активное участие в выпуске общественно-политического ежемесячного журнала "Независимое обозрение", который издавался в Париже с ноября 1841 г. по февраль 1848 г.

Именно в это время Жорж Санд пишет ряд социальных романов - "Странствующий подмастерье" (1840), "Грех господина Антуана" (1845), "Мельник из Анжибо" (1845), в которых подвергает критике буржуазные порядки. Положительными героями в них выступают люди из народа.

Герой романа "Странствующий подмастерье" столяр Пьер Гюгенен все чаще и чаще начинает задумываться над общественными проблемами. Он мечтает об объединении рабочих против своих угнетателей, однако не видит конкретных путей социального освобождения трудящихся, а его пламенные призывы к свободе и справедливости носят утопический характер.