Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Французская литература - Жорж Санд

Жорж Санд
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В романе "Грех господина Антуана" писательница убедительно показывает, как буржуазные порядки, деньги, стремление к наживе морально губят людей. В этом произведении Жорж Санд выводит образ капиталиста Кардонне, который жестоко эксплуатирует рабочих своей фабрики и доводит до крайней нищеты многих жителей округи.

Основное действие романа "Мельник из Анжибо" происходит вокруг покупки имения Бланшемон, которую собирается совершить деревенский богатей Бриколен. Ради наживы Бриколен готов на все, и это приводит к семейной драме в его собственном доме. Его старшая дочь сошла с ума, так как отец не разрешил ей выйти замуж за бедного, но любимого человека.

Он все делает для того, чтобы лишить счастья и младшую дочь. "В этом романе,- пишет В. Г. Белинский,- есть лицо типическое, генерическое - лицо Бриколена, истинного представителя невежества, жадности к деньгам, скупости, низости чувств, ограниченности ума, мелкости души того сословия во Франции, которое утвердило свое гражданское и политическое владычество на золотом мешке. Это лицо нарисовано поистине гениальною кистию".

Уничтожающей критике подвергает писательница в романе "Орас" (1842) "избранную натуру". Орас приехал, подобно бальзаковским героям, из провинции в Париж, чтобы сделать там карьеру. Но в отличие, например, от бальзаковского Растиньяка, Орас - фигура не активная, а пассивная. Нет у него ни целеустремленности, ни железной хватки, ни воли, ни решительности. За что бы он ни взялся, терпит полное поражение. Орас - позер, он беспринципен, много говорит, но ничего не делает. О себе же Орас очень высокого мнения. Но как только возникает необходимость приняться за дело, он - в кусты.

"С жадностью пробежал я "Орас" Жорж Санд,- пишет А. И. Герцен,- великое произведение, вполне художественное и глубокое по значению. Орас - лицо, чисто современное нам, жертва века более нежели организации...".

В последующих романах Жорж Санд на первый план выдвигается тема народа. Именно народ является, по мнению писательницы, залогом моральной чистоты и нравственного обновления.

В некоторых своих произведениях она допускает мысль о праве народа на восстание (тема восстания в "Орасе", американский эпизод в романе "Мопра"), не проходит она и мимо социального расслоения в буржуазном обществе. Однако эти вопросы не свойственны мировоззрению французской писательницы. Для нее скорее характерно стремление к гармонии и примирению классов.

Сюжеты ряда ее произведений основаны на единении людей из народа с представителями господствующих классов. Причем первые из них являются выразителями высоких моральных и благородных начал и тем самым оказывают благотворное влияние на людей высших классов.

Характерная для романтиков тема искусства сопрягается у Жорж Санд с народной темой. Это находит выражение, в частности, в одном из лучших романов писательницы - "Консуэло" (1843). Консуэло - подлинная дочь народа. Детство и юность провела она в крайней нищете, скитаясь вместе с матерью, бедной певицей, по городам, преодолевая различные жизненные невзгоды. Осиротев, Консуэло зарабатывала себе на жизнь шитьем, а в свободное время занималась музыкой. Любовь к музыке была, для нее единственной отрадой в жизни. Обладая прекрасным голосом и природной музыкальностью, она приводила в восторг слушателей. Особенно любила Консуэло народные песни, с большим удовольствием пела их на сельских праздниках, в деревенской церкви. Она стала великой певицей, и оставалась скромной и непритязательной. Консуэло - идеал человека искусства, каким его представляла себе Жорж Санд.

Действие этого романа происходит во многих странах Европы. Мы встречаем в этом произведении не только вымышленных персонажей, но и ряд исторических лиц. Герцен, который был в восторге от этого романа, писал, что в нем, наряду с другими достоинствами, гениально восстановлена жизнь высшего общества первой половины XVIII в.

В романе "Графиня Рудольштадт" (1844), являющемся продолжением "Консуэло", выразились утопические взгляды писательницы, связанные с "опрощением" аристократов и сближением их с народом. Консуэло выходит замуж за графа Рудольштадта и принимает участие в деятельности тайного общества "невидимок", члены которого пытаются осуществить фантастическими методами нравственное преобразование общества.

После революции 1848 г. Жорж Санд отошла от активной общественной деятельности. Как писательница, она обращается к жанру повестей из сельской жизни. Таковы ее последующие произведения: "Франсуа-Найденыш" (1843), "Маленькая Фадетта" (1849) и др. Жорж Санд является приверженцем романтического направления во французской литературе. В отличие от реалистов, которые изображали людей такими, какие они есть, Жорж Санд показывала людей такими, какими они должны быть.

Поэтика романов писательницы во многом отличается от поэтики ее предшественников. В основе ее произведений находится психологический анализ поступков персонажей, который соседствует с философскими рассуждениями.

Жорж Санд прожила яркую, насыщенную упорным творческим трудом жизнь. Многие ее произведения не утратили своего значения и в наши дни. Искреннее восхищение блистательным талантом своей современницы выразил Виктор Гюго, который на ее похоронах сказал: "Оплакиваю смерть и приветствую бессмертную".