Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Американская литература

Американская литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Немецкие электропилы

В конце XVIII в. на Американском континенте завершилась борьба между европейскими колонизаторами - голландцами, испанцами, французами и англичанами. Победили англичане. Колонисты вытесняли коренных жителей континента - индейцев и захватывали лучшие земли.

Жители Нового Света общались между собой на английском языке. На этом же языке создавалась американская литература, в первую очередь произведения романтиков.

В чем же своеобразие литературы американского романтизма? Чем романтики США отличались от своих европейских собратьев?

Прежде всего надо отметить, что национальные европейские литературы основывались на прочном фундаменте, который складывался на протяжении многих веков; различные этапы их развития были связаны с тысячелетней историей и формированием европейских стран и наций. Что касается американцев, то их национальная литература тогда только определялась и формировалась.

Если европейские романтики имели в своем арсенале многовековую литературу, традиции и воспоминания о прошлом, то романтики США были этого лишены. "Европа богата воспоминаниями,- писал Ф. Купер,- Америка чревата надеждой". Образно выражаясь, американским романтикам приходилось сожалеть, что история Америки не была овеяна поэтической дымкой старины, которая вдохновляла их европейских собратьев по перу.

Как известно, романтизм в европейских литературах явился реакцией на исторические события Великой французской буржуазной революции и связанное с нею просветительство. Отправным моментом возникновения американского романтизма была борьба за независимость в XVIII в., когда американский народ вел "одну из первых и наиболее великих в истории человечества действительно освободительных и одну из немногих в истории человечества действительно революционных воин...".

Революционная активность широких народных масс, стремившихся добиться не только освобождения из-под гнета английской монополии, но и совершить социальные преобразования, породила новые идеалы в умах вчерашних жителей колоний в Северной Америке. Политическое й государственное объединение страны явилось началом становления национальной культуры, литературы, искусства.

К началу Войны за независимость появляются первые произведения, положившие начало романтическому направлению в американской литературе, в которых в той или иной степени были изложены некоторые основные принципы романтизма в США. Здесь в первую очередь следует назвать Филиппа Френо. Как полагают исследователи, его статья "Совет сочинителям" стала первым литературным манифестом нового направления. Предшественниками Френо были Франклин и Пейн. Воззрения этих выдающихся писателей-публицистов и мыслителей оказали существенное воздействие на зарождающуюся эстетическую мысль молодой американской республики.

В 20-30-е гг. XIX ст. в американской литературе наблюдается дальнейшее развитие романтизма, а произведения американских писателей-романтиков становятся известными далеко за пределами республики и приобретают мировое признание. Американские писатели использовали опыт коллег ряда европейских стран, создававших свои произведения в русле романтического направления. В то же время необходимо учесть и другое обстоятельство: расцвет американского романтизма приходится на период, когда в западноевропейских странах на первый план выступало новое направление - реализм. Развитие капитализма в США в это время шло семимильными шагами, что усугубило и резко обнажило социальные противоречия. Еще Френо высказал мысль о неприятии романтиками капиталистического образа жизни.

Крупнейшие представители американского романтизма Ирвинг, Купер, По, Мелвилл и другие в своих произведениях выражали протест против нового миропорядка. Ему романтики противопоставляли свои идеалы, которые в основном сводились к личному самосовершенствованию.

Неслучаен тот факт, что романтики обращались к утопиям. Становление американского реализма происходило на несколько десятилетий позже европейского, поэтому в сочинениях романтиков появились реалистические тенденции.

По словам М. Н. Бобровой, романтизм в США "вынужден был работать "двойной тягой" - за себя и за реализм, еще не сформировавшийся, и тем самым, "изнашиваясь", обнажать свои наиболее уязвимые места".

Что касается связей американского романтизма с западноевропейским, то они носили сложный характер. Так, например, Эдгар По в начале творческого пути создавал свои произведения по мотивам европейской романтической литературы, в частности, определенное влияние на него оказали Байрон и Кольридж. Однако в дальнейшем По прибегает к пародийному приему. Так, например, в своей новелле "Утрата дыхания" он явно пародирует сюжет повести немецкого романтика Шамиссо "Необычайная история Петера Шлемиля". Кроме того, американские романтики широко использовали фольклор фронтира (различного рода песни и баллады, устные рассказы и легенды) и устное народное творчество коренных жителей континента - индейцев.