Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Американская литература

Американская литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В американском романтизме в рамках единого литературного направления существовали заметные региональные различия между Новой Англией (северо-восток), средними штатами (с центром в Нью-Йорке) и Югом.

Для романтиков Новой Англии (Готорн, Эмерсон, Торо, Брайент и др.) характерно в первую очередь стремление к философскому осмыслению американского опыта, к анализу национального прошлого, его идейного и художественного наследия, к исследованию сложных этических проблем. Важное место занимает пересмотр пуританского комплекса религиозных и нравственных представлений колонистов-пуритан XVII—XVIII вв., с которым сохраняется глубинная преемственная связь. В романтизме Новой Англии продолжается традиция нравственно-философской прозы, уходящая корнями в пуританское колониальное прошлое Америки.

Средние штаты с самого начала отличаются большим этническим и религиозным разнообразием и терпимостью. Здесь идет бурная общественно-политическая жизнь, закладываются основы американского государства, развивается финансово-экономическая база США. Со средними штатами связано творчество Ирвинга, Купера, позднее Мелвилла. Главные особенности творчества писателей этого региона — интерес к социальной проблематике, поиски национального своеобразия и национального героя, размышления об уроках пройденного страной пути, сопоставление прошлого и настоящего Америки.

С особой атмосферой американского Юга связано творчество По, но оно выходит за рамки региональной «южной» литературы. Принадлежащие же к ней Д.П. Кеннеди и У.Г. Симмс во многом связаны в своем творчестве со стереотипами воспевания «южной демократии» и преимуществ рабовладельческих порядков. Писатели-южане нередко остро и справедливо критикуют последствия развития по капиталистическому пути северных штатов (эксплуатацию, социальную несправедливость, власть денег), но делают это с объективно реакционных позиций, утверждая, что «радостно, не ведая забот, невольник на плантации живет». Политическое размежевание американских романтиков по проблеме рабства особенно четко обозначилось в последние два десятилетия перед гражданской войной. Однако при всех чертах ограниченности наследие «южного» романтизма сохраняет историко-литературную ценность. На его основе формируется многомерная и неоднозначная, но несомненно плодотворная «южная традиция» в литературе США, которая в XX в. представлена именами У. Фолкнера, Р.П. Уоррена, М. Митчелл, У. Стайрона, К. Маккалерс, Ш.Э. Грау и др.

После окончания гражданской войны в литературе США начинает утверждаться реалистическое направление. Новое поколение писателей связано с новым регионом: оно опирается на демократический дух американского Запада, на стихию устного фольклора фронтира и адресует свои произведения самому широкому кругу читателей. Этот читатель хочет, чтобы с ним говорили на его собственном языке, и больше всего ценит в книге достоверный факт — пусть будничный, но точный и легко узнаваемый. С точки зрения новой эстетики романтизм «повинен» во многих литературных «грехах». С едкой критикой романтической «чувствительности» и «зависимости от Европы» выступили М. Твен, Ф. Брет-Гарт, другие молодые писатели-реалисты. Их расхождения с романтизмом вызваны прежде всего различным пониманием жизненной правды и способов ее выражения в художественном творчестве. Американских реалистов второй половины XIX в. не устраивает язык романтических аллегорий и символов, проповеднический пафос, они стремятся к максимальной исторической и социальной конкретности.

В последние десятилетия XIX в. писатели реалистического и натуралистического направления (Ф. Норрис, С. Крейн и др.) ведут борьбу с эпигонами романтизма: с писателями так называемой бостонской школы (О.Х. Холмс и др.), а затем и литературной школой под характерным названием «традиция благопристойности» (Т.Б. Олдрич, Э.К. Стедмен и др.).

Однако отрицание реализмом романтизма носит диалектический характер. В литературе США романтические идеи и настроения продолжают жить как во второй половине XIX в., так и на всем протяжении XX в. В основном, они связаны с поиском высоких идеалов, подлинной духовности и нравственности, гармонии человека и природы, с отказом принять антигуманные общественные законы и нормы в качестве «реальной действительности». Эти мотивы проходят через творчество крупнейших американских художников слова XX столетия — Э. Хемингуэя и У. Фолкнера, Т. Уайлдера и Д. Стейнбека, Ф.С. Фицджеральда и Д.Д. Сэлинджера. К ним продолжают обращаться и писатели США последних десятилетий.