Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Американская литература - Эдгар Аллан По

Эдгар Аллан По
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Эдгар Аллан По (1809-1849) был талантливым поэтом, превосходным рассказчиком, литературным критиком, журналистом. Родился он в Бостоне в семье бродячих актеров. Рано лишившись родителей, Эдгар По воспитывался в семье богатого купца Аллана. Первоначальное образование он получил в одном из лондонских пансионов, затем продолжал учебу в Виргинском университете в Америке. Будущий писатель пришелся явно не ко двору у своего приемного отца миллионера Аллана, который лишил его наследства. Эдгар По вынужден был оставить университет, покинуть дом Аллана и начать жизнь, полную лишений и невзгод.

С первых дней своей литературной деятельности По проявил резко негативное отношение к буржуазной действительности. Он полагал, что в мире бизнеса, безудержного стремления к богатству нет места поэзии и красоте.

Первые свои произведения По создавал, используя опыт европейских романтиков. Однако вскоре он стал критически осмысливать творчество своих европейских коллег. "Уже здесь обнаруживается исконная двойственность творчества По: с одной стороны, пристрастие его ко всякой фантастике - к потустороннему, страшному, необычайному, а с другой - стремление эмпирически постигнуть, а тем самым прозаически, а иногда гротескно-юмористически снизить "высокую" тему, отняв у нее идейную основу, традиционно закрепленную за ней романтизмом. Именно на этих двух путях намечается отход По от ортодоксальной романтики".

Эдгар По был в курсе новейших достижений науки и техники и в своих сочинениях сочетал фантастику с загадками науки. Он новатор в различных жанрах американской литературы. По многое сделал в совершенствовании популярного в Америке жанра новеллы и оказал большое влияние на творчество последующих представителей этого литературного жанра.

Исследователи с полным основанием считают, что Эдгар По был в Америке создателем трех жанров: детективного, научно-фантастического и литературы ужасов. В области поэзии ему принадлежит заслуга в создании американской теории стихосложения.

Следует кратко сказать о соотношении фантастического вымысла и правды в творчестве американского писателя. "Правда - странная штука,- утверждал По,- более странная, чем фантазия... Правда чуднее выдумки". Огромное значение придавал Эдгар По деталям. Еще Достоевский, характеризуя стиль американского писателя, подчеркивал "силу подробностей" в его творчестве. Так, например, изображая невероятное и фантастическое, из ряда вон выходящее, По обязательно подкреплял это многими жизненными подробностями, натуралистическими деталями и тем самым убеждал читателя в возможности невероятного в жизни.

В рассказе под названием "Как написать новеллу для журнала "Блэквуд"" писатель предлагает самые невероятные и абсолютно неправдоподобные сюжеты, но при этом считает, что следует придерживаться фактов, так как последние поддерживают фантазию.

В 1845 г. выходит сборник Э. По под названием ""Ворон" и другие стихотворения", принесший ему известность в литературных кругах. Особо следует выделить его блестящее стихотворение "Ворон":

...И сидит, сидит зловещий 
Ворон черный, 
Ворон вещий, 
С бюста бледного Паллады не умчится никуда. 
Он глядит, уединенный, точно демон полусонный, 
Свет струится, тень ложится, на полу дрожит всегда.
 И душа моя из тени, что волнуется всегда, 
Не восстанет - никогда!

Перевод К. Бальмонта

Валерий Брюсов писал об этом стихотворении, что в нем "страшное" найдено в "естественном".

По мысли Е. К. Нестеровой, Эдгар По "смело вводит новые приемы - перебои ритма, неожиданные внутренние рифмы. Стихотворение отличается особой "застывшей живописностью", которая возникает с помощью подбора деталей, создающих нужное настроение".

Поэтические произведения Эдгара По характеризуются эмоциональностью и музыкальностью. Поэзия, по мысли автора, должна производить на читателя психологическое воздействие, которое он назвал "тотальным эффектом". При этом, считал По, музыкальность должна сочетаться с мыслью.

В 1831 г. Эдгар По обращается к прозаическим произведениям. Кроме двух повестей - "Повести о приключениях Артура Гордона Пима" (1838), "Дневника Джулиуса Родмена" (1840) и философского трактата "Эврика" (1848) американский писатель создал около семидесяти новелл, которые печатались в различного рода периодических изданиях, а потом были собраны в пяти сборниках.

Продолжая традиции создания "малоформатной прозы" Ирвинга, Эдгар По довел произведения этого жанра до совершенства и предопределил дальнейшее развитие американской новеллистики. Он разработал также теорию этого жанра, четко классифицировал некоторые его формы: детективные, научно-фантастические и психологические новеллы.

По создавал свои новеллы, основываясь на тщательном наблюдении и анализе человеческой психологии. Особенно привлекла внимание американского писателя интеллектуальная деятельность человека в его так называемых логических рассказах. В этих всемирно известных новеллах По не только раскрывает тайны или преступления, но ставит в центр своего повествования тонко мыслящего героя, обладающего логической способностью глубоко осмысливать сложную жизненную ситуацию, связанную с раскрытием той или иной тайны. К числу логических новелл принадлежат: "Убийство на улице Морг", "Похищенное письмо", "Тайна Мари Роже" и "Золотой жук". Героем первых трех новелл является Дюпен, а последней - Легран.

Эдгару По принадлежит заслуга разработки ряда приемов, которые составляют основу научно-фантастического жанра, получившего дальнейшее развитие в творчестве Жюля Верна и Герберта Уэллса.