Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Польская литература - Адам Мицкевич

Адам Мицкевич
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Первый сборник стихотворений Мицкевича стал этапным в истории польской литературы, определив направление ее развития. Новая поэзия должна основываться на народных воззрениях, на романтическом, а не рационально-эмпирическом познании человека и мира. Стихотворная речь автора "Баллад и романсов" обогащена народными говорами, просторечиями (особенно белорусизмами), ритмикой народных песен, разнообразна по своим интонациям - лирической, патетической, сатирической.

Во второй том "Поэзии" (1823) Мицкевича вошли поэтическая повесть "Гражина" и II и IV части драматической поэмы "Дзяды" (так называемые виленско-ковенские "Дзяды"). I часть поэмы осталась незаконченной, а III была издана в Дрездене спустя десятилетие, в 1832 г.

Поэма "Гражина" определила не только историческую, но и героико-патетическую линию в польской романтической литературе. В условиях политической зависимости Польши обращение поэта к эпохе средневековья имело особый смысл. Поэма посвящена борьбе литвинов (жителей литовско-белорусских земель) с Тевтонским орденом. В центре ее - героический характер, воплощенный в образе женщины, мужественно вступившей в борьбу с врагами и погибшей за отчизну. И хотя это произведение не связано с фольклором, Мицкевич заканчивает его следующими словами:

Никого в Новогрудке не сыщется ныне, 
Кто бы песни тебе не пропел о Гражине.
Повторяют ее дудари по старинке. 
А долина зовется Долиной литвинки.

Перевод А. Тарковского

Новое в поэтике "Гражины" - это в первую очередь сочетание эпического и лирического начал, правда, она имеет и некоторые черты классицизма, проявившиеся в статичности образов, в ряде метафор и сравнений. В то же время яркое изображение колорита позднего средневековья, развитие действия в загадочной обстановке, преимущественно ночью, эмоциональная приподнятость в описаниях пейзажа, создающего определенное, настроение, делают поэму романтическим произведением.

Во II и IV частях "Дзядов" нашли художественное отражение раздумья и переживания молодого автора в период его пребывания в Ковно. Он тяжело перенес смерть матери, ощутил духовное одиночество, так как не имел возможности непосредственно общаться с друзьями-филоматами, трагически переживал разрыв с Марылей Верещак, которую любил идеальной, романтической любовью, с самого начала обреченной на драматический исход (Марыля была просватана за графа Путткамера).

В основу "Дзядов" положен белорусский народный обряд поминовения мертвых. Возникший еще в языческие времена, он оказал сильное впечатление на воображение и чувства поэта. Мицкевич всегда с возмущением говорил о "просвещенном духовенстве" и властях, желавших запретить этот обычай, который, по его убеждению, образно выражал моральные идеи простого деревенского люда, стремление к справедливости.

Ведь, коль сородича и впрямь народу жалко,
Народ ему свечу поставит над могилой,-
Та свечка стоит грош, по светит с большей силой,
Чем тысяча лампад, зажженных лицемерно
В фальшивом трауре...

Перевод Л. Мартынова

В романтической концепции человека, развернутой в "Дзядах", преобладает нравственный критерий, который обосновывается народным пониманием справедливости. Назначение человека - жить для людей, служить им. Поэт осуждает тех, кто живет "на свете, но без света", "чье ухо к просьбам глухо". Не могут быть счастливы и те, кто никогда не страдал, не знал горя. Поэтому души детей, появившиеся среди многих других в результате заклинаний кудесника, просят дать им несколько горчичных зерен, ведь "Тот, кто горя не познал на свете, // После смерти радость не познает!". Ветреная красавица, никого никогда не любившая, обречена не вечное скитание между небом и землей. Но самые жестокие муки после смерти выпали на долю пана-крепостника, которого клюют хищные птицы. Идея возмездия - одна из главных в "Дзядах". И выразителем ее стал хор крестьян, вынесший приговор пану: не может быть сочувствия к тому, кто "не знал милосердья", мог голодного затравить псами и засечь лозами за два яблока с господского дерева, выгнать умирающую женщину с ребенком.

Знайте, справедлива воля неба! Ведь тому, который хоть немного Человеком в этой жизни не был, Люди помощи подать не могут!

Впервые в польской поэзии с такой силой прозвучало осуждение социального зла.

С IV частью "Дзядов" в польскую литературу вошел романтический герой, влюбленный страдалец и бунтарь. По форме эта часть поэмы является монодрамой. Главный герой Густав произносит монолог о своей несчастной любви и муках кровоточащего сердца. Никто до Мицкевича не выражал с такой страстностью и откровенностью чувства любви, боли, гнева.