Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Польская литература - Адам Мицкевич

Адам Мицкевич
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Романтический бунт Густава обусловливается не только личной драмой, но и его разладом с обществом, его непримиримостью по отношению к "вельможным панам", к "цензорам", к "льстецам больших вельмож". Фантастичность сохраняется и в этой части: Густав выступает в виде призрака. Одинокий, разочарованный, он не идет дальше отчаяния и протеста.

С 1824 г. начинается новый этап в жизни и творчестве Адама Мицкевича. После ареста филаретов в 1823 г. и долгого следствия поэта высылают в Россию. Пять лет, проведенные под тайным полицейским надзором в Петербурге, Одессе, Москве, стали годами его творческого расцвета. В числе русских друзей польского поэта - будущие декабристы Бестужев и Рылеев. Осенью 1826 г. состоялось знакомство Мицкевича с Пушкиным, переросшее в дружбу, которая оставила след в творчестве обоих поэтов: стихотворение Пушкина "Он между нами жил", Мицкевича - "Памятник Петру Великому", взаимные переводы и т. д. В России Мицкевич пишет свой знаменитый цикл "Крымские сонеты" (1826) и поэму "Конрад Валленрод" (1828).

"Крымские сонеты" - романтический шедевр, где великолепие южной природы запечатлено в редких по своей поэтической красоте стихах. Описание величественных гор, бескрайних степей, волнующегося моря преисполнено чувством жгучей тоски изгнанника по своей отчизне. Богатство поэтических образов соответствует многогранности авторских переживаний, буйство стихий - борению страстей в самом поэте. Новатор в различных жанрах, Мицкевич возродил сонет, к которому обращались польские поэты в XVI-XVII вв.

Поэма "Конрад Валленрод", действие которой, как и "Гражины", развивается в эпоху войн с крестоносцами, посвящена прославлению героического деяния и патриотического долга перед родиной Надолго в польском романтизме утверждаются слова из поэмы: "Не был счастлив в семье, // Так как не было счастья в отчизне". Акцент делается не на противопоставлении героя миру, а на причастности его общему бедствию, хотя Конрад во многом напоминает "байронического" героя (одинок, мрачен, таинствен).

Генезис этого произведения связан с политической ситуацией в России и Польше. Поражение восстания декабристов доказывало ошибочность намерений польского революционного дворянства сокрушить мощь царской России собственными силами без привлечения народных масс.

Эпиграф к "Конраду Валленроду" указывает на "два рода борьбы... надо поэтому быть лисицей и львом". "Быть лисицей" - значит бороться хитростью, обманом, коварством, "быть львом" - значит вступить в открытый бой. Польские патриоты вынуждены были прибегнуть к первому "роду" борьбы, стать заговорщиками. Но как быть с нравственностью, с этикой? Ведь они присягали на верность царю, потому что он был коронованным королем Польши. Политические проблемы переплетаются с проблемами этическими. Герой поставлен перед сложным выбором. Человек чести, он с трудом решается на "лисий" путь, Конрад спасает Литву, но ценой мук и сомнений, отказа от личного счастья, жертвуя своей жизнью. Поэма получила огромный политический резонанс, молодежь прочитала в ней призыв к восстанию. В то же время патриоты понимали, что способ борьбы Конрада, сражавшегося за народ, но без народа, не тот, который может помочь вернуть свободу родине.

С помощью русских друзей-литераторов Мицкевич получил разрешение на выезд в Западную Европу. Обращаясь к друзьям-полякам в дни отъезда поэта, И. Козлов сказал: "Взяли мы его у вас сильным, а возвращаем могучим". Действительно, автор "Конрада Валленрода" покидал Россию в ореоле европейской славы. И все же его лучшие произведения были впереди.

III часть "Дзядов" явилась откликом на трагедию польского народа - разгром восстания 1830 г., к которому Мицкевич не присоединился, потому что не смог пересечь границу. Это произведение сложное как в идейном, так и в художественном отношении. В нем есть реалистические сцены, исторические характеры, и в то же время много ярких романтических сцен, героев, изображенных в памфлетно-гротескном духе. Как и в виленско-ковенских "Дзядах", в дрезденских сохраняется свободное построение, присутствует фантастический элемент, тот же главный герой. Правда, он преображается: в ночь "дзядов", поминовения умерших, поэт делает надпись на стене монастырской кельи, ставшей тюремной камерой: "1 ноября 1823 года умер Густав. 1 ноября 1823 года родился Конрад". Это значит: умер герой, страдавший из-за личного горя, из-за несчастной любви, и родился борец за счастье народа. Мицкевич вернулся к процессу филаретов, которые во время следствия были заключены в Базилианский монастырь.

Важное значение имеет в драме сцена "Импровизации" - высшее достижение лирики Мицкевича. Это художественное выражение романтического индивидуализма, подчиненного идее патриотизма. Видя страдания своего народа и всех людей в целом, Конрад возлагает ответственность за это на Бога как творца мира и его правителя. Он говорит от имени всего польского народа: "Мне имя - Миллион. За миллионы // Несу страдание свое" (перевод В. Левика). Выступая против Бога, Конрад доходит до дерзкого обвинения: "Ты не отец мира, а царь". По своему бунтарскому пафосу герой Мицкевича близок героям-богоборцам из произведений Байрона ("Каин") и Шелли ("Освобожденный Прометей"), но автор "Дзядов", хотя и солидарен с Конрадом, осуждает его сатанинскую гордость, его индивидуалистический бунт. Тем самым Мицкевич полемизирует с романтическим индивидуализмом.