Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Польская литература - Адам Мицкевич

Адам Мицкевич
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Духовное перерождение Яцека Соплицы можно сравнить с эволюцией Густава-Конрада в "Дзядах". Однако в нем нет ничего от исключительной романтической личности. Отличается Яцек и от героя-одиночки Конрада Валленрода: его цель - объединить все национальные силы в борьбе с общим врагом. Сумевший преодолеть присущие его классу тщеславие и гордость, Яцек стал скромным героем освободительного движения. Его патриотическая деятельность трагически прерывается из-за политического невежества польской шляхты, ее разобщенности, готовности к дракам, к "наездам".

Мицкевич не щадит "застянковую" шляхту. Хотя она трудится, как крестьяне,- "Теперь Добжинские работают немало // И только что сермяг, как прочие, не носят, // В холстине крашеной и жнут они и косят // Да ходят в кунтушах",- но, подобно именитым панам, тоскует по шляхетской старине, сохраняет ее уродливые проявления в своих "застянках". Прежние воинственность и слава добжинцев превратились в драчливость и хвастовство. За редким исключением им всем присущи ограниченность и легкомыслие, самодовольство и кичливость. Обедневшим шляхтичам приходится "документами доказывать шляхетство", но крестьяне в их глазах - "хамы". С высокомерием "родовитого" бросает Сколуба в сторону мужика: "Пусть лыко с вас дерут, как с молодого дуба, // Привычны вы к тому. Вам, хлопам, так и надо!" Спровоцированный старым горешковским ключником Гервазием "наезд" шляхты и Графа на имение Соплицы выливается в пьяный дебош и завершается столкновением с отрядом царских войск, который прибыл для установления порядка. И тут-то, перед угрозой царских репрессий, обе враждующие стороны оказались способными на патриотическое действие, на совместный отпор завоевателям.

Показав жизнь разных слоев польского дворянства, многочисленные социальные и психологические типы его Представителей, Мицкевич со всей определенностью трактует этот мир как умирающий, уходящий с исторической арены. Не случайно частое повторение эпитета "последний": "последний наезд", "последний ключник", "последний возный", "последний старопольский пир" и т. д. "Могильным камнем, положенным рукою гения на старую Польшу", назвал поэму друг Мицкевича, демократ С. Ворцель.

Идеалы передовой шляхетской интеллигенции, которая должна прийти на смену консервативной и невежественной шляхте, воплощает представитель молодого поколения, сын Яцека Соплицы - Тадеуш. Воспитанник Виленского университета, он дорожит отечественными традициями, отказываясь при этом от старых представлений о родине и своем сословии. На примере этого героя автор указывает шляхетству путь к моральному возрождению. Это - посвящение себя родине, отказ от классового эгоизма, забота о судьбах всей нации, улучшение участи крестьян путем возвращения им свободы и наделения землей.

Главное в последних двух книгах "Пана Тадеуша" - идея "братской любви" и слияния разных классов и сословий Польши в патриотическом порыве в связи с наступлением Наполеона в 1812 г. Свидетель разгрома французской армии, автор не лишает своих героев веры в легенду о Наполеоне - освободителе Польши: "Не отводили глаз от Запада,- оттуда, // Казалось им, вот-вот должно явиться чудо". Патриотический подъем преобразил усадьбы и "застянки", свадьба Тадеуша и Зоси навеки примирила Горешков и Соплиц, лучшими друзьями стали постоянно враждовавшие между собой Гервазий и Протазий, миром закончился "спор двух борзятников" - Асессора и Нотариуса. Правда, объективность не позволила поэту показать повсеместность культа Наполеона, и старый Матек, бывший участник восстания Костюшко, весьма скептически высказывается о французском императоре и его походе.

Стремлением Мицкевича создать произведение, способное вдохновить соотечественников, вселить в них уверенность в возрождение Польши объясняется отсутствие в поэме даже намека на приближение трагического исхода, на крушение надежд зимой 1812 г. Оптимистический финал "Пана Тадеуша", всеобщее ликование военных и крестьян, богатых и бедняков, вдохновенная игра на цимбалах Янкеля, исполнявшего марш Домбровского,- это символическое прославление будущей Польши - независимой, свободной, справедливой.

Патриотические чувства автора "Пана Тадеуша" лишены национализма, свидетельством чему является трактовка образов русского капитана Никиты Рыкова и еврея-корчмаря Янкеля. Бывший суворовский солдат, благородный и честный Рыков, любящий Россию и вынужденный исполнять свой воинский долг, явно тяготится ролью усмирителя "бунтовщиков". Недвусмысленно высказывается он на этот счет: "Москва для москаля, а Польша для поляка, // По мне, пускай и так - не хочет царь, однако!" Умным и талантливым человеком, польским патриотом представлен в поэме Янкель: "Любил отчизну он не меньше, чем поляки!"

В многогранном, энциклопедическом изображении жизни польско-белорусской шляхты начала XIX в., ее быта и обычаев, в мастерстве индивидуализации персонажей, каждый из которых имеет свой характер и только ему присущую речь, в пластических описаниях проявляется реалистический талант Мицкевича. В трактовке одних героев, например романтически настроенного Графа и бывшей "звезды" петербургских салонов Телимены, преобладает ирония.