Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Реализм

Реализм
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В конце 80-х гг., опираясь на творческий метод Бальзака, Фридрих Энгельс в письме к английской писательнице Маргарет Гаркнесс сформулировал основные положения реалистического метода в литературе. Реализм, писал Энгельс, "...предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах" к

Сложнейшая задача, которая стоит перед писателем-реалистом, это создание типического характера. Как же создаются типические художественные образы? Писатель творчески формирует собирательные образы на основе изучения представителей того или иного класса, сословия или группы лиц. Так, например, Бальзак рисовал типы путем соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров. По мнению Бальзака, необходимо "прийти к синтезу путем анализа, описать и собрать воедино основные элементы жизни, ставить важные проблемы и намечать их решение, словом, воспроизводить черты грандиозного облика своего века, изображая характерных его представителей".

По мысли В. Г. Белинского, один из отличительных признаков творчества писателя состоит в типизме. "У истинного таланта каждое лицо - тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец".

Реалисты, как правило, создавали свои произведения в формах самой жизни, но в то же время использовали и некоторые приемы, характерные для романтиков: фантастический сюжет, лежащий в основе романа Бальзака "Шагреневая кожа", романтику тайны и сказочной мечты о счастье в романах Диккенса.

Романтики и реалисты фактически решают одну и ту же проблему - о месте человека в изменившемся после Великой французской революции мире. Однако решают ее по-разному. Романтики акцентировали свое внимание на изображении внутреннего мира человека на основе его индивидуальной свободы, а реалисты создавали характер того или иного персонажа, который формируется под влиянием социальной среды.

"Реалистическая литература XIX века непосредственно унаследовала открытую романтизмом самоценность личности, но без ее абсолютизации, поставив личность в качественно новое, чем в романтизме, отношение с окружающими ее жизненными обстоятельствами... Однако в отличие от романтических героев, которые живут в полном отчуждении, в абсолютной внутренней независимости от окружающих обстоятельств, герои реалистической литературы прочно закреплены за определенным местом, временем и средой, а их характеры обусловлены индивидуально неповторимыми взаимоотношениями с другими личностями, с обществом своего времени и своего народа".

Бальзак, Стендаль и другие реалисты правдиво и с наибольшей полнотой отразили существенные явления действительности и уловили закономерности ее развития в историческом контексте. Сила их реализма заключалась в том, что их сочинения имели большое познавательное значение. Это позволило Энгельсу сказать, что из произведений Бальзака он в смысле экономических деталей узнал больше, чем из книг всех специалистов-историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых.

Между характером и обстоятельствами в реалистическом произведении имеется не только прямая связь, но между ними должно быть взаимодействие. Как характеры, так и обстоятельства должны быть типичными, и невозможно существование одного без другого.

Основной принцип реалистического искусства заключается в правдивом отражении жизни, вплоть до деталей. При этом детали могут быть самыми разнообразными: бытовые, портретные, психологические, пейзажные и другие. "Если персонаж вымышлен, искусство романиста заключается в правдивости всех деталей" (Бальзак).

Все зависит от типических обстоятельств - они дают направление жизни целого народа, как и жизни отдельного человека. Бальзак в "Человеческой комедии" стремился, по его собственным словам, охватить людей и материальное воплощение их мышления.

Существенной чертой реалистического изображения действительности является историзм, который, по словам Б. Сучкова, есть "высшая форма выражения причинности в реалистическом искусстве". Первым подлинно историческим писателем в мировой литературе был Вальтер Скотт. Бальзак, который высоко ценил английского романиста, продолжил его традиции в своих произведениях. Бальзак, Стендаль и другие реалисты XIX в. создавали свои книги на основе единого реалистического метода, но каждый из них имел свои варианты художественного освоения мира, и этим они отличались друг от друга.

В произведениях реалистов XIX в., в частности в творчестве Бальзака, отражен мир, в котором культивировались "продажность тела" и "продажность ума". Показано общество, где попирались во имя наживы честь, достоинство и порядочность. Однако творчество Бальзака не ограничивается критическими началами. "Падшему Шар дону противостоял труженик Давид Сешар, а беспощадному банкиру Нусингену - благородный банкир Бирото. С большим восхищением говорил Бальзак о республиканце Мишеле Кретьене... Положительным героем является водонос Буржа в рассказе "Обедня безбожника".

В нашем литературоведении сравнительно мало изучен вопрос о соотношении реалистической литературы XIX в. с романтизмом. Романтизм предшествовал реализму, и расцвет его падает на 10-30-е гг., а первые произведения Стендаля и Бальзака датируются 30-40-ми гг. Реализм впитал в себя идейно-художественные завоевания романтической литературы. Связь с романтизмом осуществлялась в плане творческого наследования. Романтическая критика буржуазной действительности предшествовала критике реалистической и вошла в нее как необходимый творческий элемент.