Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Реализм - Французская литература - Стендаль

Стендаль
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Творческая деятельность одного из величайших писателей французской и мировой литературы XIX в. Стендаля (1783-1842) обширна и многообразна. Он писал романы и новеллы, труды по музыке и истории живописи, дневники, мемуары, очерки и критические статьи. Собрание его сочинений составляет несколько десятков томов. Но мировую известность ему принесли несколько произведений.

Стендаль (настоящее имя - Анри-Мари Бейль) родился за шесть лет до Великой французской революции - 23 января 1783 г. в небольшом французском городе Гренобле на юге Франции, у подножья Альп, в семье адвоката судебной палаты Жозефа Бейля.

Закончив гренобльскую школу и получив блестящие оценки по математике, Стендаль приехал в 1799 г. в Париж с намерением продолжить образование в Политехнической школе, готовившей военных и инженеров. Но, увлекшись Наполеоном, он изменил свои планы - вступил в наполеоновскую армию и отправился в ее составе в Италию.

В 1812 г. Стендаль принимал участие в войне с Россией, вступал в охваченную пожаром Москву. Затем вместе с остатками разгромленной армии Наполеона он возвратился во Францию. Мужество и героизм, проявленные русскими людьми во время Отечественной войны 1812 г., восхищали Стендаля. "Патриотизма и настоящего величин,- писал Стендаль,- я больше всего нашел в деревянных домах России",

После падения Наполеона Стендаль уехал в Италию, которая стала его второй родиной. Здесь он сблизился с итальянскими патриотами-карбонариями, которые боролись за освобождение своей родины от австрийского ига. Когда же в Италии началось преследование карбонариев со стороны австрийских властей и движение патриотов было подавлено, Стендалю ничего другого не оставалось, как покинуть итальянскую землю и возвратиться во Францию.

На его родине в 20-е гг. велась яростная борьба между романтиками и сторонниками классицизма. Стендаль с головой окунулся в самую гущу этой борьбы, осудив позиции эпигонов классицизма. Он сотрудничал в газетах и журналах, печатал статьи на литературные темы.

Первую брошюру Стендаль опубликовал в 1823 г. под названием "Расин и Шекспир", а через два года вышла в свет вторая его брошюра под тем же названием.

Трактат "Расин и Шекспир" был, по существу, манифестом нового реалистического искусства. Формально Стендаль называл себя романтиком (термина "реализм" тогда еще не существовало), по сути дела, отстаивая принципы реалистического изображения действительности. Стендаль нашел точные и резкие слова, чтобы выразить свое непримиримое отношение к несостоятельным, как он полагал, эстетическим воззрениям классицистов. Он отверг и пресловутые три единства, высокопарный язык и александрийский стих, эту, как он утверждал, оболочку, под которой скрывается глупость. "Теперь,- говорил Стендаль,- мы уже не маркизы в париках, нам нужен другой театр". С полной уверенностью писал автор трактата "Расин и Шекспир" о том, что нам "нужна не литература, созданная для двора, а литература, созданная для народа".

Осуждая теорию и практику драматургов-классицистов, у которых еще во времена Стендаля было немало последователей, писатель противопоставлял им творчество Шекспира, с максимальной полнотой выразившего в своих пьесах жизненную правду и реалистически отразившего историческую действительность.

Через многие произведения Стендаля проходит тема человеческого счастья. Следуя за высказываниями Гельвеция, любимого своего мыслителя, Стендаль был убежден, что стремление человека к счастью является естественным его побуждением.

Эстетические воззрения писателя нашли отражение также в "Истории живописи в Италии", книге "О любви", статьях и письмах. Много внимания уделял писатель учению о страстях. В письме к сестре Полине Стендаль писал: "Страсть - единственная движущая сила людей... большие страсти лежат в основе всего". Учение о страстях тесно связано с мыслями Стендаля о том, что цель жизни человека заключается в стремлении к счастью, или, пользуясь его же словами, в "погоне за счастьем".

Положительный герой в литературном произведении воспринимается писателем как человек, наделенный большой страстью. Страсть, по мнению Стендаля,- это мерило, которое определяет не только моральную, но и социальную ценность человека. Писателя прежде всего, говорит Стендаль, должен интересовать внутренний мир человека. Не случайно самого себя Стендаль называл "наблюдателем сердца человеческого". Он продолжил и развил учение о страстях, изложенное еще французскими просветителями. Дидро, в частности, в свое время высказал мысль о том, что только великие страсти могут поднять душу до великих дел и что без них конец всему возвышенному как в нравственной жизни, так и в творчестве.

Вполне естественно, что Стендаль как тонкий психолог, описывая своих героев, их поступки и переживания, вторгался в сферу их любовных переживаний. Этой вечной теме писатель посвятил трактат "О любви" (1822), представляющий собой своеобразное исследование различных видов любви в различные исторические эпохи. Здесь автор книги рассматривает четыре вида любви: любовь-страсть, любовь-склонность, любовь, порождаемую тщеславием, и физическую любовь. Высшим типом любви Стендаль считает любовь-страсть.