Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Реализм - Французская литература - Стендаль

Стендаль
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Эстетическая программа Стендаля может быть в общем виде сведена к трем основным положениям.

Первое требование - правдивость. Не случайно он взял в качестве эпиграфа к своему роману "Красное и черное" слова Дантона: "Правда, горькая правда". Эти слова можно отнести ко всему творчеству Стендаля.

Второе требование писателя заключалось в необходимости быть точным и научно обоснованным. Он говорил: "В строгом и микроскопическом изучении обстоятельств могут быть сделаны открытия будущего".

Эпохальность произведений - третье положение эстетической программы писателя. Некоторые его романы имеют подзаголовок. Так, например, его первый роман "Арманс" имеет подзаголовок - "Сцены парижских салонов в 1827 году". Роман "Красное и черное" охарактеризован как "Хроника XIX века" (имеется в виду эпоха Реставрации). В романе "Пармская обитель" нет специального подзаголовка, но там речь идет об общественно-политической жизни Италии начала XIX ст. Незаконченный роман "Люсьен Левен" отражает период июльской буржуазной монархии во Франции. Описывая подробно жизнь своего главного героя, писатель связывает его судьбу с эпохой, в которой он живет.

Определяя жанр романа, Стендаль сравнивал его с зеркалом, с которым идешь по дороге. И зеркало это отражает то лазурное небо, то грязные лужи.

Писатель опубликовал в 1829 г. новеллу "Ванина Ванини". В ней показан эпизод из жизни итальянских патриотов-карбонариев. Автор глубоко сочувствовал этому движению, и в то же время видел слабые стороны деятельности карбонариев: они были оторваны от народа и применяли заговорщическую тактику борьбы.

Образ положительного героя новеллы Пьетро Миссирили является олицетворением того характера, который Стендаль называл "итальянским характером", "самым величественным из всех характеров нового времени".

Этот характер присущ человеку больших страстей, волевому, смелому, олицетворяющему собой свободолюбивый характер итальянского народа, который ни перед чем не остановится для осуществления своих благородных идеалов. Пылкое воображение в сочетании с огромной волей - вот что такое у Стендаля "итальянский характер".

В Италии в частной библиотеке писатель обнаружил запыленные рукописи XVI-XVII вв. Это были краткие повествования о событиях, происходивших в период итальянского Возрождения. В них он нашел яркие, самобытные образы отважных людей, которые всегда привлекали его внимание. Обработав эти рукописи, Стендаль издал их под названием "Итальянские хроники".

В творческое наследие Стендаля наряду с другими произведениями входят пять романов, два из которых - "Люсьен Левен" и "Ламьель" - оказались незаконченными и были напечатаны после его смерти.

Стендаль наряду с Бальзаком является родоначальником реалистического направления во французской литературе XIX в. Современники, они оба были враждебно настроены против мира наживы и корыстолюбия. Однако при всей общности их творческого метода между Бальзаком и Стендалем имеются различия. Для "Человеческой комедии" Бальзака характерен показ горизонтального среза общества, Стендаль же изображает буржуазную действительность в вертикальном разрезе.

Для Бальзака типична полицентричность в структуре его романов, т. е. у него нет единого центра, вокруг которого группировались бы остальные персонажи. Герои его свободно переходят из одного произведения в другое, являясь то главными персонажами, то - второстепенными.

Действия же романов Стендаля прикованы к одному центру, вокруг главного стендалевского героя группируются остальные персонажи, которые в той или иной степени высветляют образ основного действующего лица.

Стендаль прежде всего - писатель-психолог. В своей статье "Вальтер Скотт и "Принцесса Клевская"" (1830) он отметил, что имеются два противоположных типа романа. Первый тип характерен для Вальтера Скотта, который описывает главным образом одежду своих персонажей, интерьер их жилищ, пейзажи. Другой тип - тип романа, в котором внимание автора сосредоточено на описании страстей и чувств, волнующих души героев,- психологический роман. Стендаль писал романы второго типа.

Исследователи творчества французского писателя подчеркивают, что в своих сочинениях он сочетает описание любовных чувств героев с освещением актуальных политических проблем. Сам писатель отметил, что проникновение политики в его повествования производит впечатление "пистолетного выстрела посреди концерта".

Свой первый роман - "Арманс, или Сцены из жизни парижского салона 1827 года" Стендаль опубликовал в 1827 г. Действие его происходит в одном из особняков аристократического предместья Парижа в период Реставрации, когда французское дворянство, вернувшееся на родину из эмиграции, стремится наверстать упущенное: восстановить былые феодальные привилегии, взять от жизни как можно больше благ и пожить в свое удовольствие. Писатель нарисовал картину нравов Сен-Жерменского квартала Парижа, запечатлел образы чванливых и пошлых аристократов.