Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Реализм - Французская литература - Стендаль

Стендаль
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В романе поднимается проблема молодого поколения, не нашедшего места в жизни. Таков образ Октава Маливера, который принадлежит к древнему дворянскому роду и пользуется незаслуженными привилегиями. Он остро переживает никчемность и бесполезность своего существования, а среда, в которой Октав живет, ему ненавистна. Маливер принадлежит к тем молодым людям, у которых есть благие порывы, но в силу своей апатии, вялости и неумения практически приспособиться к жизни им ничего совершить не удается.

В среде аристократии Стендаль не мог найти человека с сильным характером, человека больших страстей; не видел он его и в мире буржуазии. Писатель пришел к выводу, что такого героя надо искать среди простолюдинов.

Судебный процесс над семинаристом Антуаном Берте, домашним учителем в семье провинциального дворянина Мишу, был положен Стендалем в основу задуманного им романа "Красное и черное" (1831). Берте обвинялся в том, что из-за ревности пытался убить свою возлюбленную, госпожу Мишу, и был приговорен к смертной казни.

Гениальность Стендаля заключалась в том, что этот факт из уголовной хроники Франции он превратил в "хронику XIX века".

Первые страницы романа рисуют нам провинциальный город Верьер эпохи Реставрации. Перед нами| проходит ряд лиц, представляющих провинциальное общество,- мэр города дворянин господин Реналь, местный буржуа Вально, обкрадывающий обездоленных людей, получивший за это титул барона. Они оба охвачены жаждой наживы и мало чем отличаются друг от друга.

В эту среду попадает сын плотника Жюльен Сорель, юноша большой силы воли, пламенных страстей, цельного характера. Он на голову выше всех этих реналей и вально, но он плебей и к тому же беден, и для того, чтобы проникнуть в общество сильных мира сего, ему надо проявить ум, волю и энергию.

Пользуясь протекцией местного священника, Жюльен поступает в семью де Реналей воспитателем детей. Между Сорелем и госпожой де Реналь возникает любовная связь, которая скоро становится известной в городе, и Жюльену приходится покинуть Верьер. Он едет в город Безансон и поступает учиться в местную духовную семинарию. После ее окончания Жюльен переезжает в Париж и становится секретарем маркиза де Ла Моля, человека близкого к высшим правительственным кругам. Роман с дочерью маркиза Матильдой не завершился свадьбой, так как этому помешало письмо госпожи де Реналь отцу Матильды. Жюльен возвратился в Верьер и в церкви выстрелил в госпожу де Реналь.

Выстрел оказался не смертельным. Жюльена арестовали и предали суду. В своем заключительном слове Сорель, обращаясь к судьям, сказал: "Я отнюдь не имею чести принадлежать к вашему сословию, господа. Вы видите перед собой простолюдина, возмутившегося против своего низкого жребия..."

Судьи приговорили обвиняемого к смертной казни. Личная трагедия плебея Жюльена Сореля получает в романе широкое социальное обобщение. "Горе тому, кто возвышается над средним уровнем!" - это восклицание Стендаля можно поставить в качестве эпиграфа к роману.

Жюльен Сорель, пишет Д. В. Затонский,- "нечто большее, чем обычный главный герой романа, стягивающий узел интриг и формируемый соприкосновением с различными социальными сферами. Вся сущность современного ему мира как бы воплощается в его индивидуальной судьбе. С этой точки зрения Жюльен Сорель нов и для французской литературы, и для самого Стендаля".

"Двадцать лет тому назад,- говорит Сорель,- человек моего покроя или пал бы на поле боя, или стал бы в 36 лет генералом..." Но наступили другие времена. Наполеон пал. Сделать военную карьеру в эпоху Реставрации невозможно. Если в бою предпосылкой для выдвижения является личная храбрость, то в эпоху Реставрации необходимым качеством в жизненной борьбе за место под солнцем является лицемерие. Стендаль ведет своего героя с одной ступеньки на другую. Сорель приобретает все больше опыта, постигает искусство интриги. По своим личным способностям, уму и энергии он на голову выше многих аристократов, в общество которых он стремится проникнуть. Однако в этом обществе знатных людей ценятся не личные способности, а благородное происхождение и богатство. Автор назвал своего героя "человеческой душой, бьющейся в современном обществе и ищущей невозможного для нее счастья".

Герой романа использует все средства для достижения своей цели сделать карьеру, но терпит поражение. В конце концов он разочаровывается в обществе, куда так страстно хотел попасть.

Прослеживая перипетии борьбы своего героя за место под солнцем, Стендаль рассказывает и о его любовных переживаниях. Тут-то и проявляется блестящее мастерство писателя в умении глубоко проникнуть в интимный мир человека и дать тончайший психологический анализ его переживаний. Желая передать напряжение чувств своих персонажей, их сомнения и надежды, автор широко использует их внутренние монологи.

Стендалевское повествование обладает устойчивыми структурными признаками. "За обязательными экспозиционными главами следуют, сменяя друг друга, два типа глав: собственно повествовательные, где автор-рассказчик разворачивает нить сюжета, и "аналитические", где автор, сознательно замедляя, порою и вовсе останавливая повествование, рассматривает "под микроскопом", разлагает на мельчайшие детали решающие для героев романа психологические ситуации".