Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Реализм - Французская литература - Стендаль

Стендаль
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




"Красное и черное" - интеллектуальный роман. В нем имеется четкая и ясно выраженная интрига. Однако не внешнее действие, не развитие интриги являются в нем главным. Главным является движение мысли. Этот роман, по словам его автора, "трепещет политическими волнениями эпохи".

В 1839 г. был напечатан другой роман Стендаля "Пармская обитель", созданный им за пятьдесят три дня. В книге раскрывается картина жизни Северной Италии первой половины XIX в.

Действие происходит в Парме - одном из восьми мелких итальянских государств, в которых существовали деспотические порядки. Главный герой романа - молодой итальянский аристократ Фабрицио дель Донго, увлеченный идеями Великой французской революции, связанной в его сознании с Наполеоном. Побуждаемый страстной любовью к французскому императору, готовящемуся к своей последней битве при Ватерлоо, Фабрицио дель Донго примыкает к наполеоновской армии, чтобы принять участие в этой битве. Однако романтические представления семнадцатилетнего итальянца о войне и Наполеоне развеялись, как дым от выстрелов. В грандиозном сражении при Ватерлоо Наполеон потерпел окончательное поражение и вскоре был сослан на остров Святой Елены. Но и участник этой битвы Фабрицио пережил свое собственное Ватерлоо. Его вера в Наполеона была потеряна навсегда.

Стендалевский роман переносит нас в душный и мерзкий мир придворной жизни Пармы. Во главе этого карликового княжества находится всесильный и необузданный в своих намерениях и действиях князь Эрнест IV, под стать ему сын его принц Эрнест V. Самыми мрачными красками рисует Стендаль окружение пармского князя: это гнусный и нечистоплотный в выборе своих грязных средств министр юстиции Расси, наглый и тщеславный комендант крепости Пармы генерал Конти и др.

В этой атмосфере придворных интриг, полного произвола и тайных преступлений действуют смелые, энергичные и решительные люди, воплощающие благородные черты так любимого Стендалем "итальянского характера",- герцогиня Сансеверина и ее племянник Фабрицио дель Донго. На их стороне - талантливый политик и дипломат граф Моска.

Они борются за свободу личности. Стендаль подчеркивает, что борьба за человеческое достоинство в обстановке политической реакции является одновременно борьбой против деспотизма и террора. Идейный стержень романа - борьба людей за счастье, принимающая форму борьбы против реакции, угнетающей человека.

В романе есть замечательный образ карбонария Ферранте Палла, восхитивший Бальзака. Ферранте Палла - человек вольнолюбивый, с возвышенной душой. Писатель относится к нему с нескрываемой симпатией.

В романе описана дальнейшая судьба главного героя, перипетии его сложной и нелегкой жизни, его возвышенная, прекрасная и трагическая любовь к Клелии. После ее смерти Фабрицио, ставший архиепископом Пармы, отказывается затем от этого сана и умирает после тяжелых переживаний в Пармской обители.

Следующий стендалевский роман "Люсьен Левен" является также своеобразной хроникой XIX в., только здесь отражена не пора Реставрации, как в "Красном и черном", а период июльской монархии, когда к власти пришла финансовая буржуазия. Этот новый роман, который Стендаль предполагал назвать "Красное и белое", остался незавершенным и был опубликован после смерти его автора.

В центре произведения Стендаль поставил, как он это делал раньше, образ молодого человека Люсьена Левена, сына крупного банкира. В отличие от Жюльена Сореля, человека умного, волевого и твердо идущего к своей цели, Люсьен Левен не обладает этими душевными качествами и определенного места в жизни так и не находит.

Не в состоянии больше выдерживать гниль и грязь общества, в котором он живет, Люсьен отказывается от всякой политической деятельности и уходит в узкий мир частной жизни, пытаясь найти личное счастье в любви к госпоже де Шателе.

Стендаль не был при жизни удостоен внимания критики. Правда, нашелся лишь один человек, который оценил его по достоинству. И этим человеком был Бальзак. В своем "Этюде о Бейле" он писал: "А разве это не доброе дело - попытаться воздать справедливость человеку огромного таланта, чей гений виден лишь глазами немногих избранных, которого именно высокое превосходство его идей лишило той скорой, но преходящей известности, какой домогаются льстецы народа, но презирают великие люди...".

Растроганный Стендаль, прочитав эти бальзаковские строки, писал автору "Человеческой комедии": "Сударь, вы пожалели сироту, брошенного среди улицы..."

При жизни Стендаль не пользовался у читателей популярностью. Его сочинения, по замечанию Горького, были "письмами в будущее". Сам Стендаль это хорошо понимал. "Что касается меня,- сказал он,- я беру билет в лотерее с таким главным выигрышем: иметь читателей в 1935 году".

Но в конце XIX и в самом начале XX ст. у него было уже много почитателей и читателей. В наше же время Стендаль - один из самых читаемых писателей, В нашей стране такие его книги, как "Красное и черное", "Пармская обитель",

"Люсьен Левен", новелла "Ванина Ванини" и другие, издаются огромными тиражами.

На основе двух его знаменитых романов - "Красное и черное" и "Пармская обитель" были созданы одноименные фильмы, главные роли в которых исполнял всемирно известный французский киноактер Жерар Филип. Сравнительно недавно миллионы телезрителей в нашей стране с огромным интересом познакомились с телефильмом "Красное и черное", поставленным по мотивам этого романа режиссером С. А. Герасимовым.