Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Реализм - Французская литература - Оноре де Бальзак

Оноре де Бальзак
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В 1842 г. Бальзак написал предисловие к "Человеческой комедии", в котором изложил замысел эпопеи и сформулировал основные принципы своей эстетики.

Идея "Человеческой комедии" родилась, по словам Бальзака, из сравнения человечества с животным миром. По мнению писателя, общество создает из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире.

У животных, полагал писатель, не бывает внутренней борьбы, они только преследуют друг друга. Люди тоже преследуют друг друга, но большее или меньшее наличие разума приводит к гораздо более сложной борьбе. Если некоторые ученые и не признают, что в великом потоке жизни Животность врывается в Человечность, то все же несомненно, что лавочник становится иногда пэром Франции, а дворянин иной раз опускается на самое дно.

Бальзак в "Человеческой комедии", отметил Ф. Энгельс, "дает самую замечательную реалистическую историю французского общества, описывая в виде хроники, почти год за годом с 1816 по 1848 год, усиливающееся проникновение поднимающейся буржуазии в дворянское общество...".

Роман Бальзака "Шагреневая кожа" явился истоком его грядущей "Человеческой комедии". Именно здесь были поставлены основные проблемы и разработаны темы, которые получат свое дальнейшее развитие в романах и повестях его величественной эпопеи.

Герой этого произведения Рафаэль де Валентен, отпрыск обедневшего аристократического рода, приезжает из провинции в Париж, желая сделать карьеру ученого. Роковым оказывается для него знакомство с графиней Теодорой, женщиной бессердечной и коварной. Для того чтобы ухаживать за ней, нужны деньги, и немалые. А их-то у него и нет.

Желание разбогатеть приводит Рафаэля в один из игорных домов Парижа. Проиграв здесь последнюю золотую монету, Рафаэль приходит в отчаяние. Ему ничего другого не остается, как покончить жизнь самоубийством. Случайно он заходит в антикварный магазин, хозяин которого - глубокий старик - дарит ему кусочек шагреневой кожи. Рафаэль узнает, что с ее помощью он сможет удовлетворить любое свое желание, но при этом кусочек кожи будет уменьшаться, а вместе с ним будет сокращаться и жизнь его владельца.

Жажда наживы и паразитическое существование приводят героя романа к физическому и моральному разложению. Кусок шагреневой кожи неудержимо уменьшается, и Рафаэль умирает. В романе "Шагреневая кожа", по словам Бальзака, "сама Жизнь изображена в схватке с Желанием, началом всякой Страсти".

Успех "Шагреневой кожи" был грандиозен. При жизни автора она выдержала двадцать семь изданий. Роман "Шуаны" сделал имя Бальзака широко известным во всей Франции, а успех "Шагреневой кожи" перешагнул пределы его родины. Если в романе Бальзака "Шагреневая кожа" судьба молодого человека, охваченного честолюбивыми желаниями, показана в фантастическом плане, то в романе "Отец Горио" эта проблема рассматривается реалистически.

Роман "Отец Горио" тесно связан с произведениями "Человеческой комедии". Достаточно сказать, что некоторые его персонажи появляются в других романах и повестях эпопеи. Отсюда же протягиваются и тематические нити ко многим произведениям "Человеческой комедии".

Действие романа "Отец Горио" начинается в 1819 г. в пансионе вдовы Воке, расположенном на окраине французской столицы. В нем живут семеро постояльцев - это люди, которые или заканчивают свой век, или вступают в сознательную жизнь.

В романе - два главных героя. Один из них, проживающий на четвертом этаже,- "бывший владелец предприятий по производству вермишели, макарон и крахмала", которого все называют "папаша Горио". Другой, занимающий комнату этажом ниже,- молодой человек из провинции, приехавший в Париж изучать юриспруденцию, Эжен Растиньяк.

С этими образами связаны две сюжетные линии, переплетение которых и составляет основную фабулу романа.

До революции 1789 г. папаша Горио был простым рабочим на фабрике, которая производила вермишель. Но спекуляцией он нажил значительное состояние, которое сумел во много раз увеличить, пустив в финансовый оборот.

После смерти жены Горио стал сам воспитывать своих дочерей - Дельфину и Анастази. Весь смысл его дальнейшей жизни стал заключаться в заботах о подрастающих дочерях, которым он внушал, что самое главное - это деньги: будете богатыми - будете счастливыми. Когда его дочерям пришло время выходить замуж, он не пожалел отдать им в качестве приданого почти все свое состояние. Богатые невесты - Анастази и Дельфина - быстро нашли своих суженых: первая вышла замуж за графа де Ресто, мужем второй стал всесильный банкир барон Нусинген. Обе они покинули отчий дом и переселились в роскошные особняки Сен-Жерменского квартала Парижа, где проживали сильные мира сего. Граф де Ресто и барон Нусинген ясно дали понять своим женам, чтобы нога их отца, бывшего вермишелыцика, никогда не ступала в их доме.