Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Реализм - Французская литература - Оноре де Бальзак

Оноре де Бальзак
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Вскоре Горио пришлось удалиться от всех своих дел, весь дальнейший смысл его жизни стал заключаться в иступленной любви к дочерям. Чувство отцовства, пишет Бальзак, развилось у него до безрассудства.

Но для дочерей он потерял всякий интерес, ибо ничего больше им дать не мог. Всеми покинутый нищий старик умирает в своей жалкой лачуге в пансионе Воке. Сцена смерти Горио - одна из самых драматических в романе. Ни одна из дочерей не пришла проститься с умирающим отцом. Хоронили его два бедных студента, проживавших вместе с ним в пансионе.

Жизнь брошенного своими дочерьми отца Горио переплетается в романе с судьбой молодого честолюбца Эжена Растиньяка, представителя знатного, но обедневшего аристократического рода. Он приехал из провинциального Ангулема в Париж, где изучает право и мечтает в будущем стать ученым. Ведет он более чем скромный образ жизни. Вначале у него самые благородные мечты: достичь успеха на избранном им поприще. Он полон желания помогать своим близким, оставшимся в Ангулеме, хочет упорным трудом добиться успеха. Но однажды, попав по приглашению дальней родственницы виконтессы де Босеан на бал, он загорается мечтой проникнуть в высшее общество. Но для этого нужны деньги. В погоне за богатством начинается нравственное падение Растиньяка.

В Париже он проходит курс воспитания чувств. Его наставниками на этом поприще становятся два персонажа романа - Вотрен и виконтесса де Босеан.

Вотрен - один из постояльцев пансиона Воке. Это - беглый каторжник, настоящее имя которого - Жак Кол-лен. В уголовном мире он известен по прозвищу Надуй-Смерть. Человек это ловкий, хитрый, с огромным жизненным опытом. Он прекрасно ориентируется в мире "человеческой комедии", знает все хитросплетения буржуазного общества.

Именно Вотрен учит юного Растиньяка, в то время еще мало искушенного в жизни буржуазного мира, как надо действовать, чтобы добиться успеха. Он поучает студента: "В эту людскую массу надо врезаться пушечным ядром или проникнуть как чума. Честностью нельзя достигнуть ничего. Принципов нет, а есть события, законов нет - есть обстоятельства".

Вотрен олицетворяет дно Парижа. Виконтесса де Босеан, представляющая высший свет столицы Франции, уча родственника уму-разуму, говорит ему: "Чем хладнокровнее вы рассчитываете, тем далее вы продвинетесь. Бейте без всякой жалости - вас будут бояться. Смотрите на мужчин и женщин как на почтовых лошадей, которых вы заставляете издыхать на каждой станции, вы придете таким образом к исполнению ваших желаний".

В финале романа Растиньяк, оставшись после похорон отца Горио в одиночестве, прошел несколько шагов к высокой части кладбища, откуда увидел Париж, извилисто раскинувшийся вдоль Сены и кое-где светившийся огнями. Глаза его впились в пространство между Вандомской колонной и куполом на Доме инвалидов, туда, где жил парижский высший свет, предмет его стремлений. Эжен окинул этот гудевший улей алчным взглядом, как будто предвкушая мед, и произнес высокомерные слова: "Теперь - кто победит: я или ты?"

И, бросив обществу свой вызов, он для начала отправился обедать к Дельфине Нусинген. "Путь, по которому пойдет Растиньяк, будет не чище того, что предлагал ему Вотрен. Погнавшись за золотом, он в конце концов погубит свою душу. Но произойдет это за пределами "Отца Горио". В рамках же самого романа образ Растиньяка остается незавершенным. Его история не кончается, а обрывается, мы оставляем героя на распутье, когда он с высоты кладбища Пер-Лашез бросает вызов Парижу".

Образ Растиньяка мы встречаем в двадцати двух произведениях "Человеческой комедии". В таких, например, как "Шагреневая кожа", "Банкирский дом Нусингена", "Музей древности". Растиньяк впоследствии становится богачом, министром в период июльской монархии и получает самый высокий аристократический титул - пэра Франции.

В 20-е и последующие годы Бальзак написал целый ряд так называемых физиологических очерков, в которых создал целую галерею социальных типов, окружавших его в повседневной жизни. Весной 1830 г. он опубликовал в журнале "Мода" очерк под названием "Ростовщик". Это было зерно, из которого впоследствии выросла его знаменитая повесть "Гобсек".

Герой повести ростовщик Гобсек очень богат, весь смысл жизни для него - в наживе. По его мнению, из всех земных благ самое главное - это золото. А золото, утверждает Гобсек, - это власть. "Я достаточно богат, - рассуждает он, - чтобы купить совесть тех, кто управляет министрами, начиная от их канцелярских служителей и кончая любовницами - разве это не власть?"