Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Реализм - Французская литература - Оноре де Бальзак

Оноре де Бальзак
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Обладая колоссальным состоянием, Гобсек становится рабом днег. Деньги нужны ему, чтобы удовлетворять свои желания, но тогда нужно расстаться с ними. А Гобсек не хочет этого. Он подавляет свои желания, и вся жизнь его заключается в том, чтобы "затягивать и развязывать денежный мешок". В погоне за процентами, которые обязаны платить ему должники, Гобсек превратился в "человека-автомата", в "человека-векселя". Его скупость становится патологической.

Обладая несметными богатствами, Гобсек жил в нищенской келье, вел аскетический образ жизни. Он сам взыскивал по векселям у своих клиентов, и часто можно было видеть, как он бегал по всему Парижу на тонких, сухопарых, как у оленя, ногах, скупясь нанять фиакр.

И смерть его поистине трагическая. Ему показалось, что комната полна живого золота, он бросается его загребать, ползая по полу, и умирает.

Бальзак не первым создал образ скупца. Мы помним образы скупого Эвклиона у Плавта и Гарпагона у Мольера. Но характеры их описаны прямолинейно. Доминантой их существа является только скупость. Бальзак же наделяет Гобсека некоторыми положительными качествами. Он - тонкий психолог, прекрасно разбирающиеся в людских характерах, проницателен и полон презрения к аристократам, прожигателям жизни, в делах своих щепетильно честен.

В декабре 1833 г. увидел свет новый роман Бальзака "Евгения Гранде". В предисловии к нему автор писал, что это простой и неприкрашенный рассказ о том, что каждый день происходит в провинции.

Действие романа происходит в провинциальном городе Сомюре. Здесь живет богач папаша Гранде, которого неиссякаемая страсть к накоплению приводит к невероятной скупости. Своих близких он держит в черном теле, экономит даже на мелочах, во всем проявляет крайнюю расчетливость.

Дочь богатого скряги - Евгения с ранних лет привыкла к такому существованию, и ей казалось, что никакого просвета в жизни нет. Неожиданно к ним приезжает из Парижа племянник Гранде Шарль, сын обанкротившегося банкира. Появление непрошеного родственника не приносит особой радости его дяде - лишний нахлебник, которого надо кормить. Иначе к нему отнеслась его кузина Евгения, в сердце которой он вызвал теплые чувства и любовь. Желая помочь Шарлю, она тайком от отца отдает кузену все свои сбережения. Шарль отправляется в Индию и другие страны, чтобы заняться работорговлей, обещав вернуться в Сомюр. Многое пришлось испытать бедной Евгении: необузданный гнев отца, долгое и напрасное ожидание Шарля. А тот, нажив состояние, вернулся в Париж, женился на дочери маркиза д'Обриньона, купил дворянский титул.

Отец Евгении вскоре умирает, и она становится владелицей огромного наследства. Но деньги не приносят ей счастья. Она продолжает вести скромное и неприметное существование, к какому привыкла еще при отце.

Созданная для величия супруги и матери, пишет о ней Бальзак, Евгения не получила "ни мужа, ни детей, ни семьи".

За этой провинциальной обыденностью скрывается буржуазная трагедия, трагедия, как пишет Бальзак, "без яда, без кинжала, без крови, но для действующих лиц более жестокая, чем все драмы, происходившие в знаменитом роде Атридов".

Что касается облика молодого Шарля, то это - типичный хищник. Он ничем не брезгует для достижения своей цели, а цель у него одна - разбогатеть. Он занимается работорговлей, становится жестоким, беспощадным и бесчеловечным.

Естественно, Шарль Гранде не встречался ни с Вотреном, ни с виконтессой де Босеан, которые учили Растиньяка, как надо жить, но их жизненные принципы он хорошо усвоил.

Роман "Евгения Гранде" имел огромный успех не только во Франции, но и в других странах, в частности в России. В 1844 г. на русский язык его перевел Ф. М. Достоевский. А еще раньше, в 1839 г., великий русский актер Щепкин блестяще сыграл роль Феликса Гранде в инсценировке по этому роману, поставленной на сцене Малого театра.

Один из лучших своих романов "Утраченные иллюзии" Бальзак обдумывал и писал без малого десять лет. Он состоит из трех разделов: "Два поэта", "Провинциальная знаменитость в Париже" и "Страдания изобретателя".

В провинциальном городе Ангулеме мы знакомимся с молодым талантливым поэтом Люсьеном Шардоном и его другом изобретателем Давидом Сешаром. Если первый - истинный поэт в области поэзии, то Давид Сешар, сделавший важное открытие в области производства бумаги,- поэт в сфере науки и изобретательства.

В надежде на признание и славу Люсьен отправляется в Париж, где оказывается в отчаянном положении. Деньги, которыми его снабдил Давид Сешар, на исходе. Но тут он случайно знакомится с молодым ученым Даниэлем д'Артезом. Тот приглашает его к себе, в дом на улице "Четырех ветров", где собираются друзья д'Артеза, называющие себя "честными гениями". Люсьен сходится с ними.