Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Реализм - Французская литература - Оноре де Бальзак

Оноре де Бальзак
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Столичному и провинциальному дворянству, миру журналистов и буржуазных дельцов всех мастей в «Утраченных иллюзиях» противостоит (наряду с Давидом Сешаром) «Содружество», возглавляемое человеком глубокого ума, редкостной одаренности и великодушия Даниелем д'Артезом. Среди членов этого кружка — увлеченный естественными науками Орас Бьяншон, «в будущем одно из светил парижской Медицинской школы» (герой был уже знаком читателям по «Отцу Горио», «Делу об опеке» и «Обедне безбожника»), Жозеф Бридо — «один из лучших живописцев молодой школы», Фюльжанс Ридаль — «великий философ обыденной жизни», талантливый драматург-комедиограф, Леон Жиро — смелый теоретик, в будущем «глава этико-политической школы». Они шли различными путями, принадлежали к различным социальным группам, исповедовали различные политические убеждения, придерживались различных философских взглядов. Но всех их объединяла преданность Франции, ненависть к ее явным и скрытым врагам, отвращение к моральной нечистоплотности, трусости, эгоизму, стяжательству. Объединял их и культ упорного творческого труда, самоотверженного служения избранному делу. С «Содружеством» (сконструированным писателем согласно его утопической схеме) и связывает Бальзак веру в потенциальные силы нации, надежду на ее будущее.

Единственным человеком в кружке, кто, не удовлетворяясь лишь моральным осуждением настоящего, пытается практическим действием способствовать претворению в жизнь своих идеалов, является Мишель Кретьен, «республиканец большого размаха», «политический деятель, по силе равный Сен-Жюсту и Дантону». Словно бы подтверждая опасения журналиста Верну, однажды заметившего, что настанет час, когда теории, столь горячо обсуждающиеся в кружке д'Артеза, «превратятся в ружейные залпы или гильотины», Кретьен с оружием в руках выйдет на баррикады Июньского республиканского восстания 1832 г. и погибнет там: «Великий государственный человек, который мог бы преобразить облик общества, пал у стен монастыря Сен-Мерри, как простой солдат. Пуля какого-то лавочника сразила одно из благороднейших созданий, когда-либо существовавших на французской земле» (подробнее о его гибели расскажет повесть «Тайны княгини де Кадиньян»).

С большой теплотой изображает Бальзак в «Человеческой комедии» и тех, чьими судьбами озабочены герои, подобные Кретьену, — простых тружеников, бедняков, свободных от пороков буржуазно-дворянского общества. Еще в «Деле об опеке» писатель заметил: «Когда я захотел пожать руку Добродетели, я нашел ее на чердаке, где она терпела голод и холод». «Идеалом добродетели» и является один из самых скромных, на первый взгляд ничем особенно не примечательных героев «Человеческой комедии» водонос Буржа, о котором как о своем спасителе рассказывает Бьяншону его учитель Деплен («Обедня безбожника»).

Под стать Буржа и представляющая как высшее мерило человеческой порядочности чета городских пролетариев в «Фачино Кане», и бескорыстно преданные Давиду Сешару рабочие его маленькой типографии Марион и Кольб в «Утраченных иллюзиях», и многие другие бедняки труженики — герои «Человеческой комедии».

Роман «Утраченные иллюзии» открывает последний период в творчестве Бальзака, охватывающий конец 30-х и 40-е годы. Реализм писателя достигает высшей зрелости, проявляющейся и в глубине анализа социальных отношений, и в широком охвате жизненных явлений, четко организованных единой системой, и в мастерском построении сюжетов, и в художественном совершенстве создаваемых образов. В последнее десятилетие своей жизни Бальзак работает особенно много и напряженно,(часто сразу над несколькими произведениями), торопясь осуществить заветный замысел. Так, едва закончив «Утраченные иллюзии», он спешит и с завершением другого романа, первая часть которого была опубликована еще в 1838 г. «Блеск и нищета куртизанок» становится огромной «фреской», представляющей в социальном разрезе весь Париж от высшей аристократии и денежных тузов до куртизанок, воров и убийц. Один из главных героев романа — каторжник Вотрен, вошедший в эпопею Бальзака начиная с «Отца Горио», личность сильная, яркая, демоническая, —воплощает в «Человеческой комедии» бунт отверженных против власть имущих. Но это бунт весьма специфический, основанный на хищнических началах и потому естественно вписывающийся в борьбу всех против всех во имя богатства и почестей. Отсюда закономерность финала поединка Вотрена с обществом: вчерашний преступник поступает на службу в парижскую полицию. Вотрен является главным героем и одной из первых драм Бальзака («Вотрен», 1838), поставленной на сцене парижского театра в 1840 г. и сразу же запрещенной специальным распоряжением министра внутренних дел (кроме этой драмы, Бальзак в конце 30-х и в 40-е годы опубликовал еще четыре пьесы, в том числе антибуржуазную социально-бытовую драму «Мачеха», до сих пор не сходящую со сцен театров мира).

Из романов, созданных Бальзаком в последний период творчества, следует особо выделить «Темное дело» (1841), события которого развертываются во времена Наполеона и сосредоточены вокруг роялистского заговора против императора; диптих «Кузина Бетта» (1846) и «Кузен Понс» (1847), изображающий чудовищные извращения родственных связей, порожденные антагонизмом бедности и богатства; «Депутат от Арси», где разоблачается аморальная сущность системы выборов в буржуазной Франции; наконец, широкое эпическое полотно «Крестьяне».

«Крестьяне» —роман завершающий в ряду произведений Бальзака, посвященных французской деревне («Сельский врач», 1833; «Сельский священник», 1839). Показательна творческая история романа. Первый набросок его, известный под названием «Крупный собственник» (1834), лишь отдаленно напоминает «Крестьян». Народные персонажи как самостоятельные действующие лица пока отсутствуют. Борьба за землю развертывается между помещиком-дворянином и сельской буржуазией. Следующий вариант романа (1838) уже включает крестьян как одну из главных сил, участвующих в борьбе за поместье. Соответственно меняется и название произведения («Кто с землей, тот с войной»). Наконец, третий (последний) вариант уже имеет заглавие «Крестьяне» (1844). Так в процессе работы роман о крупном собственнике перерастает в роман о крестьянстве.

В центре «Крестьян» изображение суровой борьбы за землю — источник экономического могущества и политической силы в стране.

Именно эта борьба и становится основой конфликта, определяющего принципы типизации в романе — предельную четкость классовой дифференциации действующих лиц изображаемой драмы. В романе намечены три лагеря, представляющих три социальные силы, борющиеся за землю: дворянство, буржуазия и крестьянство.

Поместье Эги — предмет всеобщих вожделений — принадлежит графу Монкорне. Своим симпатиям к дворянству Бальзак-легитимист оставался верен долгие годы. Именно с этим связано появление на страницах «Человеческой комедии» галереи образов благородных и мужественных аристократов, подобных маркизу д'Эспар («Дело об опеке») и маркизу д'Эгриньон («Музей древностей»).

Однако, глубоко сочувствуя графу Монкорне как представителю дворянства, доверяя ему защиту старых форм крупного землевладения (на которой во многом основывалась собственная легитимистская программа Бальзака), писатель изображает этого героя отнюдь не в идеальном свете. Ограниченность ума и кругозора, беспринципность в отношении к политическим режимам и правителям (вскоре после падения Наполеона, полковником армии которого был Монкорне, он отправился на поклон к Бурбонам), вздорная вспыльчивость, эгоизм, наконец, трусость и нечистоплотность в ведении некоторых дел — все это существенно отличает Монкорне от рыцарей, подобных д'Эспару. В «Крестьянах» всесторонне обоснована обреченность всех попыток графа отстоять Эги, неизбежность его поражения з борьбе с новыми социальными силами, вступившими в жизнь после 1789 г.