Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Реализм - Французская литература - Проспер Мериме

Проспер Мериме
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В предисловии к "Хронике" Мериме писал: "В истории я люблю только анекдоты, среди анекдотов же предпочитаю те, где, представляется мне, есть подлинное изображение нравов и характеров данной эпохи. Подобное пристрастие не очень благородно, но должен признаться, к своему стыду, что я охотно бы отдал Фукидида за подлинные мемуары Аспазии или какого-нибудь периклова раба,- ибо только мемуары, которые представляют собою задушевное собеседование автора с читателями, дают нам то изображение человека, которое интересует и занимает меня".

На первый взгляд может показаться, что Мериме использовал опыт создания романа Вальтера Скотта, который связывал частную жизнь своих вымышленных персонажей с историческими событиями. На самом деле Мериме внес и новое. В отличие от английского писателя; который уделял много внимания подробному описанию внешней обстановки, Мериме стремился к подлинному изображению нравов и характеров данной эпохи. В своем романе Мериме показывает героев не в описаниях, а в действии. В центр романа "Хроника царствования Карла IX" он ставит не исторические персонажи, как это сделал Альфред де Виньи в романе "Сен-Map", а вымышленные. Так, например, введя в отдельные главы своей книги реальный образ короля Карла IX, Мериме уделяет ему не главное, а незначительное место. А в центре повествования находятся два вымышленных образа - католичка Диана де Тюржи и офицер Бернар де Мержи. Их любовные переживания тесно переплетаются с событиями религиозной воины, современниками которой они были.

Роман состоит из двадцати семи глав, каждая из которых представляет самостоятельно написанную новеллу. Но все они связаны общими историческими событиями и общими героями.

Мериме выступает здесь как тонкий психолог. Бернар и Диана придерживаются разных верований, но превыше всего ставят любовь. Бернар, узнав от Дианы, что начались кровавые события и что ему как протестанту грозит смерть, если он не перейдет к католикам, отказывается это сделать. Он выхватывает оружие и порывается бежать из дома Дианы на улицу, чтобы сражаться против католиков. Тогда Диана, преграждая ему путь, говорит: "Бернар! Я люблю тебя такого, как ты есть, больше, чем если бы ты сделался католиком".

Обстоятельства в романе сложились так, что капитан Бернар принимает участие в осаде протестантской крепости Ла Рошель, где оказался его брат Жорж. Они помимо воли были втянуты в борьбу и оказались по разные стороны фронта. С большой симпатией и сочувствием рисует Мериме образ Жоржа де Мержи. Вольнодумец и атеист, он с презрением относился к людям, охваченным религиозным фанатизмом. Оказавшись в рядах католической армии, он пал от пули своего брата - гугенота Бернара.

Случайной гибелью атеиста Жоржа де Мержи в религиозной войне Мериме выразил основную мысль своего произведения - виновником смерти этого благородного человека является религиозный фанатизм.

В конце романа в заключительной фразе говорится: "Утешился ли Бернар де Мержи? Обзавелась ли Диана другим любовником? Пусть решит это читатель, который таким образом всегда сможет закончить роман по своему желанию". Эта концовка выражает своеобразие художественной манеры автора.

В конце 30-х гг. писатель создал свои знаменитые новеллы, проявив себя блестящим мастером этого жанра. В отличие от Бальзака и Стендаля Мериме не ставит больших политических и социальных проблем. Он показывает частную жизнь героев, сосредоточивая внимание на анализе их внутреннего мира.

Свою первую новеллу "Матео Фальконе" Мериме опубликовал в журнале "Ревю де Пари" в 1829 г. Действие ее происходит на острове Корсика, где сохранились еще патриархальные нравы.

Герой этой новеллы Матео Фальконе - человек прямой и мужественный - живет по неписаным моральным законам корсиканцев. Узнав, что его малолетний сын Фортунато нарушил эти законы и оказался предателем, выдав карабинерам человека, которого они преследовали, Матео не остановился перед убийством сына.

В другой новелле - "Таманго" - рассказывается о вожде одного из африканских племен, который, будучи в опьянении, продал работорговцу своих соплеменников. Но оказавшись сам в цепях, проявил необычайную храбрость и неукротимое мужество, поднял восстание на захваченном им корабле.

Действие новеллы "Коломба" происходит на острове Корсика, где существовал закон вендетты (родовой кровной мести). Героиня новеллы решительно осуществляет свой долг вместо брата, проявившего нерешительность.