Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Реализм - Французская литература - Гюстав Флобер

Гюстав Флобер
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В истории французской и мировой литературы Гюставу Флоберу (1821 -1880) принадлежит почетное место. В его книгах отразились явления и тенденции, характерные для второй половины XIX в. Основные свои произведения Флобер написал после Французской революции 1848 г., когда в общественной жизни страны наметился поворот в сторону реакции и обострения политической борьбы. Писатель глубоко сожалел, что великие идеалы революции не осуществились.

Время жизни Флобера совпало с подъемом рабочего движения, но он был далек от него. История человечества воспринималась им как бессмысленный круговорот событий, приносящих лишь одни страдания. "Как скверно устроен мир,- писал он.- К чему уродство, страдание, печаль? К чему наши бессильные мечтания?.. Счастливцы буржуа! А между тем я не хотел бы быть одним из них".

В творчестве Гюстава Флобера нет широкой исторической перспективы, столь характерной, например, для Бальзака. У Флобера мы не найдем конкретных и четких идеалов, нет в его романах сильных и умных героев. Сила Флобера в его безграничной ненависти к миру стяжательства и насилия.

Эстетические воззрения писателя изложены главным образом в многочисленных письмах, представляющих важную часть его литературного наследия. Он отстаивает "теорию объективного реализма", пытается применить в искусстве законы и методы

естественных наук, утверждая, что художник должен объективно излагать материал в произведениях, не давая ему своей оценки. В одном из писем Флобер утверждал, что "моральные науки" должны действовать, как науки физические, т. е. бесстрастно. Однако из этих, принимавших подчас афористическую форму, его высказываний не следует делать вывод, что он был совершенно бесстрастным писателем.

Флобер родился в семье главного врача руанской больницы. Еще с детских лет он увлекался литературой, во время учебы в лицее редактировал школьный рукописный журнал, в котором были и его сочинения.

Восемнадцати лет юноша уехал в Париж, где изучал право, хотя, юриспруденция мало интересовала будущего писателя. Все его интересы были сосредоточены на литературе.

В 1845 г. он покинул столицу Франции, поселился в своем имении Круассе близ Руана и посвятил себя кропотливому литературному труду. В 1857 г. Флобер предпринял поездку в Северную Африку, где некогда находился город Карфаген, в котором происходит действие его исторического романа "Саламбо". Периодически он посещал Париж, чтобы встречаться с друзьями и собирать материал для своих произведений, да изредка немногочисленные друзья наносили ему визиты.

Литературное наследство Флобера небольшое - романы "Госпожа Бовари" (1857), "Саламбо" (1862), "Воспитание чувств" (1869), незаконченный роман "Бувар и Пекюше" (1881), драма "Искушение святого Антония" (1879) и повести "Иродиада" (1877), "Легенда о святом Юлиане Странноприимце" (1877) и "Простое сердце" (1892).

В романе "Госпожа Бовари" писатель выступает против ханжества и лицемерия буржуазного общества, которые проникают в мир интимных отношений и приводят людей к гибели. Причина смерти флоберовской героини заключается не только в том, что ее мечты оказались в разладе с действительностью, но и в той гнетущей мещанской среде, в которой она жила. Образ Эммы Бовари сложен и противоречив. С одной стороны, она, стремящаяся быть похожей одновременно и на героиню романтических произведений, и на парижскую кокотку,- плохая жена, плохая мать и плохая дочь. Но с другой стороны, она единственная, кто недоволен окружающей ее жизнью. Она не только обманывает других, но и сама оказывается обманутой. Эмма - тщеславная мещанка и страдающая женщина.

В историческом романе "Саламбо" действие происходит в III в. до н. э. во время войны между Римом и Карфагеном. Карфагенский предводитель Гамилькар жестоко подавляет восстание наемников в своей армии, вождем которых является возлюбленный дочери Гамилькара Саламбо. На ее глазах мать казнят, погибает и она сама. Описывая события далеких времен, Флобер увидел и в древнем Карфагене зло и лицемерие, которые погубили их. Как и в предыдущем романе, любовь никому не приносит счастья.

Роман "Воспитание чувств" имеет подзаголовок "История одного молодого человека". Главный герой Фредерик Моро лишен энергии и предприимчивости. Он бездеятелен, пассивен, склонен к мечтательности. Даже любовь к госпоже Арну ничего, кроме страданий, ему не принесла. По словам Флобера, он оказался человеком "праздного ума и бездействия".

Автор рассказывает о судьбе молодого человека, который проходит школу воспитания чувств в напряженной политической обстановке, связанной с революцией 1848 г. во Франции. Частная жизнь Моро тесно переплетается с историческими событиями накануне и во время этой революции. Писатель поставил в прямую связь жизнь главного героя с общественно-политическими проблемами того времени.

Фредерик Моро продолжает галерею образов молодых людей Бальзака. В флоберовском романе тоже проходит тема утраченных иллюзий, но решается она в новых исторических условиях.

Фредерик Моро - романтический герой, в некотором отношении схожий с Эммой Бовари. Только диапазон бытового их окружения различен. В романе "Госпожа Бовари" изображен быт провинциального захолустья, а в "Воспитании чувств" описан водоворот парижской жизни в годы политического кризиса. И здесь и там происходит снижение и измельчание романтического образа.

В романе "Воспитание чувств" звучит и бальзаковская тема обличения стяжателей. В этом плане интересен образ банкира Дамбреза. Это не только банкир, но и реакционный политический деятель.

Густав Флобер вошел в историю мировой литературы как великолепный стилист и большой мастер художественного слова. Он очень тщательно работал над своими сочинениями, много времени тратил на собирание материалов, самым тщательным образом отшлифовывал каждую строку. Его произведения отличаются строгой композицией, блестящей художественной формой.